Дом татьяны парфеновой. Модный дом TATYANA PARFIONOVA - Питерский сказочный мир

20.12.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В канун женского праздника корреспонденты «ВП» Зинаида Арсеньева и Наталья Чайка отправились к известному петербургскому модельеру, чтобы поговорить о ее новой коллекции, сотрудничестве с балериной Дианой Вишнёвой, об Эмме Бовари и о том, как быть счастливой

Но как это часто бывает, беседа вышла за обозначенные рамки. Не обошлось без разговора о политике — о событиях на Украине. Ведь Татьяна по маме украинка, родилась в Полтаве, и все, что сейчас происходит там, не может ее не волновать.

«Моя новая коллекция родилась в Полтаве»

— Ваша новая коллекция «Я садовником родился» напомнила мне об эпохе рококо, картинах Ватто, Буше, Фрагонара. В ней так много легких, воздушных тканей, вышитых цветов, а лица у манекенщиц — густо напудренные, нарумяненные, как у красавиц галантного XVIII столетия — века «призрачных маркиз». Но, может быть, все проще, и коллекция создана под впечатлением от вашего летнего отдыха на Украине — в Полтаве, городе, где вы родились?
— Да, коллекция «Я садовником родился» посвящена Украине. Она и демонстрировалась под украинскую музыку — «Вопли Видоплясова» и Ивана Козловски. Звуковым фоном было также пение птиц, шум грозы — раскаты грома, шелест дождя… По маме я украинка, родилась в Полтаве, 50 дней прошлым летом провела на Украине. Мечтала сделать коллекцию, которая была бы посвящена такому райскому саду… Цветам... Коллекция — мое отношение к женщине как к цветку. И ко всем временам жизни, которые сравнимы с жизнью цветка: сначала бутон, потом распустившийся цветок, потом — семена, плоды…

— Да, и если цветы любят, они долго не увядают, даже если срезаны. Вот как эти красные розы, которые стоят у вас на столе в вазе. Видно, что они даже свежие ростки пустили.
— Да, у нас в Модном доме цветы стоят месяцами. Здесь все — флористы! (Смеется.)

— Не могу не спросить вас: что вы думаете по поводу событий на Украине?
— Я об этом думаю, но слов, чтобы об этом говорить, не найду. Я считаю, нужно надеяться, что теперешняя ситуация там каким-нибудь волшебным образом нормализуется. И не будет больше жертв. Что власть и народ сумеют договориться и решить все проблемы мирным путем. Я, например, считаю, что русские никогда украинцев не обижали. У меня интернациональная семья: мама — украинка, папа — русский. У нас вообще никогда не было разговоров, связанных с национальной проблемой. Мы никогда не употребляли слов «хохол», «кацап», «москаль».

— Полтава подпитывает вас до сих пор?
— Я очень люблю свою родину, я выросла там, меня привезли сюда, в Петербург, когда мне было 8 лет, но каждое лето я проводила у бабушки в Полтаве. Во вкусах моих, безусловно, есть украинские влияния, я и музыку украинскую люблю. И Гоголя люблю, он вообще мой любимый писатель. Хотя сейчас он считается на Украине иностранным писателем. Потому что он ведь писал на русском языке, не на украинской мове.

«У Жолдака Эмма Бовари проживает жизнь много раз»

— В Театре «Русская антреприза им. Андрея Миронова» недавно была премьера спектакля «Мадам Бовари», который поставил Андрей Жолдак. Вы сделали для «Бовари» костюмы. Я читала Флобера и восхищалась тем, как подробно, в мельчайших деталях, он описывает все платья Эммы. Эти огромные кринолины, окружавшие женщину, словно броня, не дающие подойти к ней ближе чем на метр. Но как выяснилось, эта броня ни от чего не могла защитить…

Расскажите, пожалуйста, о работе с Жолдаком...
— Андрей Жолдак — такой режиссер, у которого нет понятия конкретного времени. Он не делал точную, прямо построчную инсценировку романа. У него Эмма Бовари проживает жизнь много-много раз. И она переносится в разные времена. Я делала костюмы для Эммы Бовари из прошлого, ее образ воплотила Елена Калинина. А стилисты нашего Модного дома подобрали в магазинах костюмы для современной ипостаси Бовари. Спектакль начинается с того, чего нет в книге: сидят боги и обсуждают, как зародить любовь в каком-нибудь человеке, тыкают пальцем в землю и попадают во французскую провинцию, в сердце Эммы. И с этого момента Эмма обречена, жизнь ее рассыпается на части.

Вообще, конечно, я считаю, что мужская литература жестока по отношению к женщине. Если ты любишь, то должна быть верна, если не любишь — умри. Мужчины-писатели — эгоисты, они своих героинь бросают под поезд, заставляют травиться мышьяком. Положительные герои в литературе — большей частью мужчины. А если женщина положительная героиня, то она обычно пресная, скучная и всегда находится где-нибудь на втором-третьем плане.

Мужчина как эгоист требует любви безотчетной, абсолютно жертвенной. Я видела еще один спектакль, не так давно сделанный Жолдаком, — оперу «Евгений Онегин» в Михайловском театре. У этого спектакля два финала. Во втором финале Татьяна и ее муж — генерал остаются в черном кабинете, в котором находится еще и маленькая девочка. Новое прочтение этой истории, добавление, размышления о том, будет ли она счастлива. Почему-то многие считают, что, конечно, Татьяна будет несчастлива, потому что она не любит своего мужа. Но в «Евгении Онегине» на самом деле ничего не сказано о том, что она не любит мужа! Я думаю, что она не может его не любить. Это молодой блестящий генерал, который выиграл войну 1812 года.

— Да, и Гремин совсем не стар, а по нынешним меркам — просто молод, ему лет 36, не больше!..
— Да-да, он молодой и хорош собой, и она счастлива, конечно, счастлива с ним. Вообще я считаю, что женщины должны написать ответы на все эти мужские проявления эгоизма.

Китаю не надо ничего завоевывать. Он уже все завоевал

— Почему в России до сих пор нет модной индустрии? Это как-то связано с тем, что Китай завоевывает рынок?
— Китай уже ничего не завоевывает. Он уже все завоевал. Модной индустрии нет, но люди по улицам голые не бегают и в ближайшее время явно бегать голыми не будут. Все равно будет одежда, все равно ее будут производить, и мы тоже будем. Ведь в советское время было очень мало построено новых швейных и ткацких фабрик. Наша «Невская мануфактура» имела еще дореволюционные корни. Фабрика Веры Слуцкой, которая выпускала ткани из хлопка, тоже работала на станках 1914 года. И все же в СССР выпускали шерсть, хлопок, шелк, было какое-то сырье. А потом снова случилась революция, началась перестройка, экономические трудности, развал Советского Союза. Связи в очередной раз были прерваны. Все фабрики находились в центре города. Многие сейчас перестроены в лофты, всякие выставочные пространства. Но наверное, со временем возникнут опять какие-то промышленные зоны. Хотя, на мой взгляд, будущее все-таки не за крупными предприятиями, а за небольшими достаточно мобильными кустарными производствами, как в Италии, как во Франции. Там есть и очень крупные компании. Та же «Шанель». По объему производства это огромная компания, это уже практически масс-маркет. И они сами открывают производства. Сами производят ткани для себя, фурнитуру, аксессуары. По мере роста наших компаний будут вырастать и производства. Но это, конечно, дело будущего.

— А пока дизайнеры работают в форматах ателье, модной студии?
— Нет, почему? Многие сотрудничают с производствами. И мы тоже сотрудничаем. Например, мы делаем обшивку для мебели — вышивки всякие. Но мебель заказываем на производстве, мы же ее сами не вырезаем из дерева!

Балетные пачки для Дианы Вишнёвой

— Расскажите о вашем сотрудничестве с прима-балериной Дианой Вишнёвой. Вы ведь, кажется, сделали для нее одежду для балетных репетиций?
— Нет, мы сделали целую линию такой одежды. Она будет продаваться в сети магазинов по всему миру и, конечно же, в русских городах.

— Эта одежда отличается от той, в которой обычно репетируют балерины?
— Нет, это традиционные вещи, просто более высокого качества. Я думаю, в эту репетиционную линию будет добавляться вообще стиль Дианы.

— А какой у нее стиль?
— Диана умная, целеустремленная, интересная. Конечно, Диана осознает, что она — звезда мирового уровня. Но при этом ведет себя очень корректно. С ней легко работать. Она доверяет мне в профессиональном плане, у нее нет никаких капризов: «Это я не надену, это мне не идет!» Она уверена, что все, предлагаемое для нее в Модном доме, ей идет.

— Участвует ли Диана в обсуждении вещей?
— Если говорить о репетиционной линии, то, конечно да! Потому что в первую очередь она должна на своем теле почувствовать, насколько эта вещь удобна, пластична, функциональна. Только она может надеть брюки, сесть в них на шпагат и сказать, насколько это удобно. Внешняя часть — это моя история.

— А костюмы для балетов вы не делали?
— Нет-нет. Я сделала только пачки для балета «Лебединое озеро». Для белого лебедя и черного. Это — гастрольные пачки Дианы.

— Насколько сложной была для вас эта работа?
— Я ведь их только рисовала, а шили их в мастерских Мариинского театра.

— Чем они отличаются от традиционных пачек?
— Ничем не отличаются, может быть, только декором. Там ведь ничего нельзя менять кардинально. По сути дела это спектакль музейной ценности. Сценография, костюмы — все должно быть выдержано в рамках единого стиля. Если кто-нибудь захочет поставить «Лебединое озеро» в современной интерпретации, то, наверное, будут другие костюмы и другие декорации.

«Петербург — город особенный. Он нуждается не в реконструкции, а в реставрации»

— Что вы думаете о Петербурге? Можно ли его считать европейским городом?
— Мы же рисуем все себе идеальную картинку. Хочется, чтобы все происходило быстро. Вот ты сейчас закрыл глаза, через пять минут откроешь — и уже все в городе идеально! Но у всего есть определенный темп. И на мой взгляд, темп, в котором мы развиваемся, колоссальный. Когда я смотрю видео 1993 года, то такое гнетущее впечатление, хоть плачь. Асфальт весь в рытвинах. Все ходили по улицам, не поднимая головы, чтобы ногу не сломать. Все было тусклым, неосвещенным, а одеты люди были как страшно — нищенски! В магазинах была пустота, ничего невозможно было купить, и кормить нечем было ребенка. Посмотрите сейчас. Личных автомобилей — огромное количество на дорогах. И еще вдоль всех улиц по бокам в два ряда припаркованы. Новостройки такие, что в советское время и не снилось. Доступны квартиры по цене, не доступны, но дома все заселены. Реконструируется центр города, проводятся капитальные ремонты. Другое дело, что город наш — особенный, очень ценный, он требует не реконструкции, а реставрации. И я думаю, что люди, которые в нем живут, должны это понимать и к городу относиться бережно. Но сейчас по крайней мере ты без боязни заходишь в подъезд, не опасаясь наступить в лужу или еще во что-то. Огромное количество всяких кафе — на любой вкус, ценовая политика разнообразна, можно очень недорого и вкусно поесть, а можешь сходить в дорогущий ресторан. Выбор одежды колоссальный, выбор продуктов тоже. Есть, конечно, более качественные вещи, есть менее качественные. Но у тебя есть выбор. В целом мы за эти годы преодолели просто огромный путь.

— А люди в Петербурге стали лучше одеваться?
— Они всегда одевались лучше, чем в провинции, и лучше, чем в Москве.

Цена осиной талии, или мужской эгоизм

Тут нашу беседу деликатно прерывает конструктор Модного дома, которая вынесла надетое на манекен еще не дошитое вечернее платье из шотландского мохера темно-розового цвета.

«Посмотрите, какое красивое платье, — говорит Татьяна Парфенова. — Спина будет открытая, а спереди пойдет полоса стекляруса. Еще внутри будет корсет, с помощью которого сделаем прямо осиную талию. Платье для очень тонких девушек!»

— Татьяна, осиная талия — конечно, очень красиво. Но как хорошо, что сегодня корсеты если и применяются, то только в особо торжественных случаях!
— Да, цена осиной талии была высокой. Известно же, что ради тонкой талии женщины иногда ложились под нож, убирали по два ребра. Причина таких жертв — опять же мужской эгоизм. Вот ему надо было непременно, чтобы его пальцы сошлись на ее талии! Я за мужчин, которые позволяют женщине все.

— Неужели есть такие?
— Да. Правда, они обычно живут с умными женщинами, которые позволяют себе только то, что могут себе позволить (смеется).

«Человеку свойственен оптимизм»

— Один из ваших любимых образов — петербургская барышня. Мне кажется, он немножко оторван от реальности. Барышень-то очень мало осталось. Тех, что из хороших семей, с корнями, традициями.
— Мы не много и шьем. Ровно столько, сколько можем встретить барышень (улыбается).

— То есть барышни все-таки встречаются?
— Конечно, есть люди, которые очень аккуратно относятся к себе. Трепетно. Понимают, что жизнь прекрасна. И относиться к ней нужно с уважением. Как к ценному подарку.

— Несмотря на то что случаются в этой жизни всякие неприятные вещи?
— Неприятные вещи случаются, не реагировать на них невозможно. Но все-таки, мне кажется, человеку свойственен оптимизм. Вот я — оптимистка. Я знаю, что нужно стараться найти выход из положения. Потом, знаете, столько работы, и работы интересной, что… Жизнь прекрасна! Вот сейчас на Украине погибли люди. Тяжело на душе. Очень. Не можешь не думать о том, как счастливо могли бы прожить свою жизнь эти молодые люди. В мире, где столько прекрасного…

— Татьяна, наше интервью выйдет в канун 8 Марта. Что могли бы вы посоветовать женщинам? Даже не в том плане, как одеваться, а в более широком смысле. Например, как жить, чтобы быть счастливой?
— Счастливой быть? Не знаю, у всех по-разному. Чтобы быть счастливой, не обязательно быть красивой. Как известно. Чтобы быть красивой, не обязательно быть нарядной…

— А от ума только горе?
— Это у мужчин (улыбается). А у нас по-другому. Умная женщина может сказать себе: «Я счастлива!»

Фото предоставлено Модным домом Татьяны Парфеновой

Модный дом Татьяны Парфеновой - один из старейших в Петербурге и в стране. Свою первую коллекцию «Сафрон» модельер показала в 1995 году в Вильнюсе и получила приз «Золотая пуговица» из рук Пако Рабана. Затем она создала платье из 74 деталей - эта вещь из коллекции «Гора Марата» сразу попала в Русский музей. Татьяна Парфенова всегда была новатором - многие ее идеи прошлых сезонов любопытные критики моды могут увидеть на мировых подиумах. С момента первой коллекции прошло 20 лет. Кутюрная линия пользуется невероятным спросом в среде творческой и бизнес-элиты России. Оно и понятно, все вещи - коллекционные шедевры. Кроме кутюра Парфенова развивает Home collection, куда входит одежда для дома и предметы интерьера, выпускает сервизы вместе с Императорским фарфоровым заводом . Недавно дом запустил линию балетной одежды в сотрудничестве с балериной Дианой Вишневой - Diana Vishneva by Parfionova for Grishko - и спустя 13 лет возобновил линию prêt-à-porter WHITE by Parfionova, которую уже свозили на парижскую выставку Tranoï , где дом получил заказы байеров. И это еще не все. Пожалуй, Парфенова - одна из немногих, кто занимается искусством каждый день: пишет полотна, книги, устраивает театрализованные перформансы в Царском Селе, участвует в выставках и сотрудничает с Эрмитажем и Русским музеем. Она художник и модельер, который руководит настоящим модным домом, где трудятся около 30 швей, 4 конструктора, 10 рукодельниц и еще целая команда молодых помощников. Мы поговорили с Татьяной Парфеновой о влиянии искусства, молодом поколении и о том, кому нужен кутюр сегодня.

олеся ива

Татьяна Парфенова

модельер

Татьяна Парфенова по образованию художник и открыла свой модный дом в 30 лет

вы по образованию художник, Ваши картины находятся в Русском музее. Искусство - это то, чем вы занимаетесь всю жизнь. При этом мы видим, что сейчас модные дома активно эксплуатируют тему современного искусства. почему так происходит? Почему искусством заинтересовались буквально все. Почему люди стали ближе к нему? Кто-то решил для себя открыть галерею, кто-то поехал учиться на искусствоведа.

Да, у меня абсолютно не модельерское образование, я всегда хотела уйти в сторону от моды и обращалась не к дизайну костюма, а к истории искусств: к живописи, скульптуре. Для того чтобы иметь почву под ногами. Искусство сегодня - это безумное, массовое явление: всех охватила такая лихорадка творчества, изображения. Если задуматься, то искусство стало массовым, приблизилось к широкому кругу людей через фотографию. Потому что фотография охватила лихорадкой массовой всех абсолютно. У каждого второго - айфон, что позволяет снимать что угодно и когда угодно. Бывает, получаются кадры - шедевры, которые можно выставить в галерее. Так, человек, даже сам не подозревая об этом, заразился творчеством. Очень многие люди, которые не умеют рисовать, делают сногсшибательные совершенно, потрясающие примитивные картинки. Есть оперные певцы, а есть те, кто поют как угодно, они поют оперными голосами в душе. Вообще, в принципе, жизнь ради искусства, надо сказать, счастливая жизнь, а мы же все находимся в поисках счастья. Даже те, которые находятся в поисках женихов, все равно находятся в поисках счастья.

Какой у вас любимый художник?

Скорее невозможно сказать, какой художник у тебя не любим. Очень много западноевропейской живописи роскошной. Вот по Эрмитажу пройтись - просто волосы встанут дыбом, красота какая. И Русский музей тоже - там русские художники хорошие и выставки привозят роскошные. Кажется, что так много всего. Можно, например, и на одной живописи Базаровой построить коллекцию, заливая ее бесконечно прекрасным синим цветом, всеми оттенками неба. Очень красиво. Я вообще Матисса очень люблю. Я очень люблю «Красную комнату» Матисса , «Разговор» . Для меня Матисс очень близкий художник по стилю. Я очень его рисунки люблю, графику, живопись любого периода. И «Танец», и «Музыка» мне нравятся. Я считаю, что художественное образование обязательно было бы иметь всем. Я бы его назвала базовым образованием. Не юридическое, как все хотят, чтобы тебя не обманули и ты, не дай бог, никого не обманул, а искусство. Ведь это просто потрясающее занятие и основа всех знаний. Через историю искусств следует учить историю человечества.

Есть мнение, что за последние 20 лет выросло поколение визуалов, которые воспринимают информацию через картинку. Среди них много дизайнеров, фотографов, много людей, которые стремятся в индустрию моды. Они работают с изображением, и мы получаем волну визуального, но непрактичного. почему изображение - это важно?

Невозможно понять, как устроена жизнь, без принятия ее через внешнее. Сейчас среди молодых возникло много неординарных взглядов - это способствует открытиям, рождению парадоксального мышления, которое сейчас необходимо. Ведь происходит рождение искусства нового века. Правда, молодая кровь в погоне за парадоксальным забывает про живописное, а эти вещи должны совпадать: тогда наступит благодать, необходимая после китча и хаоса, которые пробежали перед глазами за последние 10–15 лет.

Вещи из коллекции WHITE by Parfionova SS14

Какого рода хаос?

Начиная с конца 90-х произошел колоссальный выброс энергии: художественной, разновозрастной и разнокалиберной, образованной и необразованной. Эта энергия была подвержена влиянию людей негативных - взрослых художников старой школы, ныне живущих. У них хорошая школа, но негативный взгляд. Они пережили разницу между советским временем и эйфорией перестройки. Не успев открыть границы, они столкнулись с кризисом и капитализмом и их взгляд стал пессимистичным. С другой стороны, совершенно щенячья эйфория молодого поколения, противоречащего старой школе. Молодым повезло: нет контроля. Есть большое информационное поле, которое позволяет посмотреть все что угодно, любого художника. В результате все это должно кристаллизоваться в какую-то новую, интересную форму, потому что к тому же появилось очень много новых технологий. XXI век в поисках своей красоты должен подарить миру новые стили и формы.

Обязательно ли дизайнеру, модельеру одежды сегодня иметь художественное образование, чтобы делать красивые вещи? Чтобы видеть за вещами глубину, а не утилитарную функцию?

Заниматься искусством ради искусства сложно. Тем более, для этого не нужно жить массовой популярной модой. Мода все-таки имеет утилитарное, практическое назначение. При этом как искусство мода абсолютно авангардна с точки зрения всех направлений: развития супрематизма, образов, явлений, физики и метафизики. Все, что только можно пожелать художнику-модельеру, - все есть: скульптурность, цвет да еще такая близость к человеку, такая зависимость от человека. Пожалуй, второго такого искусства, как мода, нет.

Есть две тенденции. С одной стороны, дизайнеры недостаток идей компенсируют жалобами на то, что в россии нет доступа к тканям. С другой - идеи зашкаливают и они слишком увлекают авангардом. кто прав?

Ну, во-первых, ткани можно создавать самому, даже проращивать их, дублировать, соединять, красить. Необязательно просто прийти на склад, купить 40 метров синего трикотажа и сделать коллекцию, вдохновившись работами предшественников, обуть моделей в огромные гейши-платформы и пустить всех по подиуму под психоделическую музыку. Лучше подумайте про крой вещей, про пропорции.

я знаю, что в Антверпенской школе дизайна и искусств, выпускную коллекцию молодые дизайнеры не имеют права шить из готовых тканей, они обязательно должны что-то с ней сами сделать, модифицировать ее самостоятельно. хорошо, а что делать со странной одеждой?

Дизайнер - автор. Нужно, чтобы автор был искренен, а потом, если найдутся те, кому это надеть, - вообще замечательно. Другое дело, деконструкция не всегда идет от ума конструктивного. Плюс некоторые просто не владеют кроем и у них нет людей, конструкторов, закройщиков, чтобы воплотить то, что они хотят. Но иллюзии должны быть. Ничего не будет происходить без иллюзий. Например, вначале с тобой работает пара-тройка друзей, ты им платишь зарплату. Они могут не получать ее три месяца, жить на родительские деньги, потому что знают, что ты гений.

Мне кажется, кутюр точно не умрет в ближайшие,
по крайней мере, десять лет

В вашей студии только 10 человек - это только те, кто занимаются ручной вышивкой, создают декор. Вы работаете только с русскими мастерами? Следите за новыми технологиями, стараетесь их внедрять?

Знаете, у нас очень много рукотворных полотен, вышитых французами. Мы используем швейцарские ткани, лазерные принты хорошего качества, технологичные ткани: трикотаж, дублированный поролоном, ткани с катафотным эффектом (со световозвращающими свойствами), нанесения, спаянные нити всякие. Мы работали с французской компанией Анри Портье, которые много делают тканей для японцев - очень красивые. У нас ткани хрустели, лились, просвечивали. Мы даже делали вечерние платья из толстого шотландского мохера. Много всякого. В плане материалов мы абсолютно свободны. Я считаю, что можно создавать прекрасные вещи как из простой бязи , так и из роскошных французских шелков. Главное, чтобы была идея.

Ваш модный дом, в первую очередь, ассоциируется с кутюром. Вам удается сохранять традиции портняжничества и рукоделия на протяжении многих лет. Пока большие дома вроде Givenchy закрывают свои кутюрные линии, Вы спокойно работаете над одним платьем до четырех месяцев, А потом это платье попадает в экспозицию Русского музея и становится историей. Кутюр сегодня скорее жив, чем мертв?

В России кутюр парадоксальным образом востребован. Здесь огромное количество девушек, которые хотят особенные платья и платья haute couture, - это то, что им интересно. К тому же такому дому, как наш, делать два раза в год показ 20 кутюрных платьев несложно. Это откровенно красивые вещи, которые не прячутся ни за какими тенденциями, технологиями, какими-то объемами продаж и производства. Шелк, бисер, вышивка - это же такое удовольствие. В некоторых компаниях кутюр вырос в целый масс-маркет, как, например, у Chanel. Мне кажется, кутюр точно не умрет в ближайшие, по крайней мере, десять лет. Потом же, кутюр не наносит вреда ни экологии, ни человечеству. Хотя, конечно, это тщеславно - носить что-то особенное, стоящее очень больших денег. Может, это не самое хорошее чувство. Ну, не знаю я. В первую очередь, кутюр - произведение портновского искусства, это тонкое шитье. А произведение искусства уравновешивает тщеславие. Здесь дизайнер не человек в поиске новых форм, а человек в поиске нового образа и создания незыблемой классики.

Модный дом парфеновой в центре петербурга, действительно, дом. Вы здесь и живете, и работаете, постоянно находитесь в процессе творчества. работа и есть жизнь?

У меня просто такой образ жизни. Я не знаю другого, потому что я так выросла, я так воспитана и я считаю, что художник как-то по-другому не должен. Какая у него может быть другая жизнь? Только вот такая.

Выделяете ли вы какую-либо из своих линий как главную? Или вы все успеваете и работаете сразу надо всем?

Я по очереди делаю все подряд.

Это впечатляет.

У человека очень много времени, и мы очень много тратим его впустую. Я, если бы взяла себя в руки, то нашла бы время, по крайней мере, еще для пары-тройки серьезных занятий. Я тщательно обдумываю то, что я делаю, а потом делаю все быстро и сразу аккуратно. И я думаю много и постоянно на разные темы в процессе жизни. Никогда не знаешь, в какой момент может что-то пригодиться.

Вещи из коллекции White by Tatyana Parfenova SS14

И инстаграм Ведете самостоятельно?

Да, конечно.

Современно!

Восприятие жизни у меня очень молодое. У меня давно нет возраста. Я не притворяюсь тинейджером и не говорю на их сленге, но очень многие вещи вижу и чувствую. Ничего особенного не происходит в течение жизни с человеком - только физика стареет. А все остальное - знания, опыт. У меня восприятие жизни как радости, как счастья. Мое поколение, прорвавшись к музыке The Rolling Stones, к работам Энди Уорхола, выросло уже на новой культуре. Может, вы даже многие вещи не знаете. Кому позволяет внешность, тот не меняется, тот так же носит джинсы, как носил 10–30 лет назад. Потом мы - поколение хиппи. Нужно смотреть на фотографии наших родителей. Самые красивые люди - это поколение наших родителей. У меня сформирован был вкус в детстве. И было кому его сформировать. Я как видела, что что-то красивое пролетело по небу - так я и сейчас вижу. Как мне нравились оттенки, сочетания определенных цветов - так я это все с детства и люблю.

Вы возобновили линию prêt-à-porter, которую не выпускали в течение последних 13 лет, с 2001 года. White by Tatyana Parfenova меня удивила тем, что вы показали одежду, которая выглядит свежо и современно. Видно, что ее захотят носить, и стоит она в десятки раз дешевле, чем вещи из вашей основной линии .

До 2001 года у нас была линия prêt-à-porter. Потом был кризис и законодательство не позволяло в тот момент продавать одежду открыто и везти ее на экспорт. Мы ушли из сезонов и стали заниматься кутюром и ателье. WHITE by Parfionova - новая линия. Она массовая и будет развиваться как линия для серийных производств, для магазинов, пошагово, постепенно наращивая свои интересы, мощности. Все вещи в ней выполнены из 100-процентного экологически чистого хлопка, высококачественной шерсти, а поверх нанесены мои рисунки. Философия WHITE by Parfionova- это добавление каждый сезон, а не обновление.

это как?

На цвет накладывается следующий. Потом цвет уходит внутрь тех вещей, которые были верхними. Летние коллекции становятся нижними зимними. Вот так вот.

Сейчас все говорят об отрицании, усталости от моды. Вы видите этот процесс?

Я двадцать лет занимаюсь модой и могу сказать, что усталость от моды длится все двадцать лет. Эта тенденция очень старая: отрицание моды, влияние улиц. Все это не новое. Это было всегда. Всегда говорили, что мода приходит с улиц и уходит на подиум. Выходит с подиума - выходит на улицу. Как оно может быть по-другому? Никак. Всегда есть то, к чему ты привыкаешь. А есть то, что становится вызовом, что заставляет смотреть на мир по-другому. Я бы не сказала, что сейчас происходит какое-то особое соединение. Пока нет. Все достаточно прагматично. Даже те компании, которые были в авангарде, их считали самыми странными и необычными, сейчас становятся все более буржуазными, например, как Comme des Garçons. Появляется много коммерческих вещей, ведь важен рост продаж. Магазинов много, а никому не хочется упускать своего клиента. В принципе, косухи, сапоги-казаки как были, так и есть. Очень много вещей, которые пришли и за последние 20–30 лет просто не изменились. Те же бейсболки и прочие вещи. Масса всего. И ношение шарфов вокруг шеи петлей. Я бы не отказывалась от вещей. Я бы отказалась от ярых сезонов, которые просто выкручивают руки людям.

Интерьерная линия появилась в 2010 году и естественным образом выросла из коллекций одежды модного Дома, поэтому стилистически очень прочно с ними связана: фарфоровую посуду, диваны и стулья, подушки и пледы украшают излюбленные темы и сюжеты дизайнера – узнаваемые флористические и анималистические мотивы. Роднят оба направления и некоторые техники исполнения: румяные яблоки, благородные ирисы, жизнерадостные пчелы, грациозные лебеди, изящные фламинго и забавные сурикаты вышиты гладью.

У интерьеров «от Парфеновой» теплая, уютная, светлая и очень радостная тональность. «На мой взгляд, любые хорошие интерьеры одновременно и согревают сердце, и радуют глаз – во всяком случае, для меня одно без другого не существует», – признается Татьяна Валентиновна. Предметы интерьера адресованы отнюдь не только традиционным семьям с патриархальным укладом, а очень широкой аудитории и сами по себе способны до некоторой степени скрасить жизнь одинокого человека. Стулья в одной из коллекций Татьяна Парфенова как-то шутливо назвала «стулья-собеседники», потому что в такой славной компании не скучно пообедать даже одному.

Костромин

«Все началось с того, что мы в качестве эксперимента провели акцию под названием «Сто подушек от модного дома Татьяны Парфеновой» в одной из московских галерей, – вспоминает Парфенова. – Подушки всем очень понравились, их раскупили на лету, и очень скоро они стали самостоятельной линией». Сейчас в рамках интерьерного проекта Tatyana Parfionova Home Design можно заказать либо отдельные предметы мебеди, текстиль и аксессуары, либо интерьер под ключ или индивидуальный дизайн-проект. За интерьерное направление отвечают сын Татьяны Парфеновой Дмитрий и его супруга, которая разрабатывает эскизы и интерьерные решения.

Свою собственную квартиру на Невском проспекте Парфенова обставила эклектично. Просторные и светлые книжные шкафы, венецианские зеркала, несколько предметов антикварной китайской мебели – расписные комоды, черный с золотом гардероб, небольшой бамбуковый шкафчик с журавлями и тростником. Антикварная ширма декорирована тканью с цветочными мотивами, вышивали которые мастерицы модного Дома.

«У меня дома довольно много наших изделий: стулья с вышивкой, подушки, покрывала, пледы. Очень люблю белые шторы с вышивкой ришелье; мне нравятся мотивы со львами, куропатками и горностаевыми хвостами, – рассказывает Татьяна Валентиновна. – А уж у сына и невестки, можно сказать, вся квартира обставлена предметами из наших коллекций». «Должна сказать, что как дома я не чувствую себя нигде: все-таки дом есть дом. Места, где мне особенно хорошо, – историческое здание Мариинского театра, Эрмитаж и в целом весь старый Петербург, – делится дизайнер. – Я вращаюсь в артистических кругах, в поле моего общения много художников, и у этих людей особенные интерьеры: в их квартирах всегда есть картины, причем обязательно натюрморты; там масса предметов, с которыми хозяева в силу разных причин не могут расстаться, например привезенные из разных мест горшки, которые мы все покупаем не из любви собственно к горшкам, а из любви к натюрмортам».

Tatyana Parfionova Home Design

Из коллекции Tatyana Parfionova Home Design: подушка
с вышивкой

Tatyana Parfionova Home Design

Tatyana Parfionova Home Design

Из коллекции Tatyana Parfionova Home Design: кресло
с набивным рисунком

Tatyana Parfionova Home Design

Tatyana Parfionova Home Design

В квартире картины тоже играют важную роль – у Парфеновой есть, например, несколько сочных живописных работ петербургского художника-модерниста Геннадия Устюгова. По мнению дизайнера, «раздетые» стены создают ощущение незащищенности, а живопись помогает согреть пространство, наполнить его эмоциями. Многим петербуржцам очень запомнились интерьеры женской спальни, созданные Парфеновой для интерьерной выставки «Петербургская квартира» в Галерее дизайна / bulthaup в 2009 году. Художественная концепция комнаты выстроена вокруг образа Царевны-Лебедь с одноименной картины Михаила Врубеля, а ее ключевые элементы – кровать и постер-коллаж на стене у ее изголовья. «Мы назвали наш проект «Квартира актрисы». Здесь, в этой спальне, живет та, которой «…рано нравились романы; / Они ей заменяли все; / Она влюблялася в обманы. / И Ричардсона, и Руссо», – комментирует придуманное интерьерное решение Татьяна Парфенова.

Заказать вызвавший восхищение многих интерьер для себя пока никто не решился. А вот шкаф для платьев из той самой «Квартиры актрисы» сегодня стоит в салоне модного дома Парфеновой на Невском проспекте и живет самостоятельной наполненной жизнью.

Еще одним ярким творческим проектом, демонстрирующим тесную связь интерьерных и модных коллекций петербургского дизайнера, стала в 2012 году инсталляция «Лебединое озеро», представленная в рамках ежегодной недели декора. Источником вдохновения для Парфеновой послужил не только балетный шедевр Чайковского, но и личность короля Баварии Людвига II, увлекавшегося мистикой и построившего в горах замок, ставший своеобразным приношением Лоэнгрину – лебединому рыцарю и члену братства хранителей Грааля. И лебединая, и балетная темы для дизайнера – родные, и они не раз находили свое воплощение в коллекциях одежды. Выставочное пространство Парфенова наполнила невесомым волшебством легенд и магией творчества. Специально для выставки была создана вся обстановка: диван, кресло, кровать, обилие текстиля. Ключевым элементом инсталляции стал фарфоровый сервиз «Лебединое озеро». Татьяна Парфенова придумала пространство, где живут мечты, предания и творческие идеи. Легенды обретают материальное воплощение в предметах, балет которых погружает в атмосферу любви, верности, тайны и бесконечности.

Если отойти в сторону от эстетических вопросов, для Парфеновой, по ее собственному признанию, хозяин дома гораздо важнее его интерьеров. «Если это близкий для меня человек и я люблю его, то будет ли его дом образцом минимализма и хай-тека или квартирой, где полно дорогой его сердцу старой рухляди, – в любом случае, мне там будет хорошо», – утверждает дизайнер.

Татьяна Парфёнова родилась в 1956 году в городе Полтава. В 1964 переехала в Санкт-Петербург. В 1977 году закончила Училище живописи им. В. Серова (с 1992 года — Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха) , а в 1990 - Московский технологический институт. До создания собственного Модного Дома Татьяна Парфёнова работала в художником-оформителем в «Ленинградодежды», а также успела возглавить «Театр Моды» в 1988 году. В 1988 году Татьяна Парфёнова стала лауреатом конкурса "Интермода" в Чехословакии, а в 1989 - конкурса "Молодых дизайнеров" в Лондоне. Известность пришла к Парфёновой в начале 90-х. В это время она черпает вдохновение в работах русских и европейских художников-авангардистов начала века. В 1995 году Татьяна Парфёнова основала собственный Модный Дом, который по сей день находится на Невском проспекте, 51.

«Дело дизайнера - получить эмоцию и отдать ее.» (Татьяна Парфёнова)

Личные впечатления и пристрастия Татьяны Парфёновой всегда отражены в ее коллекциях и произведениях искусства - большая любовь к природе читается в многообразии цветов и представителей фауны, которые изображены на платьях, картинах, подушках и многих других предметах, которые производит Модный Дом «ТАТЬЯНА ПАРФЁНОВА».

«Если бы я хотела, чтобы мою одежду носили толпы, я бы шила военную форму», - сказала однажды Татьяна Парфенова. Ее коллекции - это штучный эстетский товар, а не просто модная одежда. Каждая вещь - как произведение искусства, каждый показ - театр. При этом сама Парфенова говорит, что в моду пришла случайно.

Татьяна Валентиновна, вы - ярчайший представитель русской моды, необыкновенный, самобытный, не похожий ни на кого. Известно, что до 30 лет вы предпочитали заниматься семьей и домом, а потом вдруг пришли в моду? Что заставило вас принять такое решение?

Наверное, предчувствие глобальных перемен в стране, которое совпало с предчувствием глобальных перемен в моей личной жизни. Думаю, что к 30 годам я созрела для самостоятельных решений, повзрослела.

В этом году модному дому «Татьяна Парфенова» исполнилось 20 лет. Что было самым сложным на пути к признанию? А что случилось легче всего?

Самое сложное - это, пожалуй, неприятие русской моды как явления вообще. Сложившийся стереотип о том, что вещь обязательно должна быть откуда-то привезена, например, из Парижа. Легче всего было собрать небольшое количество людей, которые с удовольствием стали работать совместно со мной.

- Какой самый сложный период в вашей жизни?

- По-настоящему сложных периодов жизни у меня не было.

Всегда с восторгом рассматриваю ваши коллекции и видеоролики к ним и могу уверенно сказать, что это - театр моды.

- Театральная подача коллекции - совершенно нормальное явление для haute couture. Это представление определенного образа, темы. Темы всюду, другое дело найти в какой-то теме свой интерес и связь с модой.

- Говорят, вы и для космоса что-то разработали?

В 2006 году мне предложили разработать клубный пиджак для игры в гольф в космосе. В нем играл русский космонавт Михаил Тюрин, он совершил удар по мячу прямо в открытом космосе около Международной космической станции. У пиджака должны были быть определенные технические характеристики: он должен был весить как можно меньше, учитывался каждый грамм. Пиджак был выполнен в оранжевом цвете и весил 470 граммов. Пуговицы для него заказывали специально на Монетном дворе. Конструировал пиджак Николай Иванович Антонов, мы с ним подписали его внутри на подкладке. И пиджак улетел в космос. Потом нам прислали видеопривет от космонавта - было очень приятно. Это была первая дизайнерская вещь, побывавшая в космосе. Пиджак находится на МКС по сей день.

- У вас есть идеал женской красоты? Какая она, женщина, одетая Татьяной Парфеновой?

Моя идеальная женщина - это неидеальная женщина. Нормальный человек со своей жизнью и интересами. Просто в какой-то момент ее интерес к одежде совпадает с интересом к нашему модному дому.

Внешне вы производите впечатление очень сдержанной натуры, выбираете скромные цвета в одежде, но ваши коллекции неизменно изобилуют цветом!

- Обычно я хожу в рабочей одежде. Сдержанная черно-серая гамма помогает мне работать с цветом. Цвет я люблю, но всегда знаю, что любая вещь может быть и черного цвета. Если есть возможность работать с цветом, я себе в этом не откажу. Такая живопись.

- По вашим наблюдениям, наши люди любят цветную одежду? Или «пусть серенько, зато не марко»?

- Все любят разную одежду. Кто-то любит цветную, кто-то серую. Серый - тоже цвет. И в черном есть много оттенков. Для этого и существуют дизайнеры, чтобы показать широкие возможности цвета. Разному времени жизни женщины соответствуют разные цветовые палитры.

Визитная карточка коллекций, созданных вами, - это обилие ручной вышивки. Сколько мастеров у вас работает? Вы приглашаете заграничных мастеров или работаете только с нашими? Какие технологии используете в своей работе?

- Для модного дома характерно использование вышивки. Вышивка - не просто картинки, это дополнительные цвета, фактура. Это рассказ о чем-то, раскрытие темы. Мы используем много вышивки, но также и принты. Вышивают мастера, которые работают в модном доме. Технологии используем разные: как ручную, так и машинную вышивку.

- Вы - художник по образованию, ваши картины висят в музее. Над чем работаете сейчас?

По образованию я промышленный график. Это плакат, шрифты, упаковка. Также я училась живописи у Натальи Васильевны Алексеевой. У меня нет картин в Третьяковской галерее, но вещи Tatyana Parfionova есть в Русском музее. Сейчас я живописью не занимаюсь, больше занимаюсь графикой.

Кого из русских живописных и литературных классиков вы любите и чьи отголоски можно встретить в вашем творчестве?

Я люблю живопись, особенно западноевропейскую, люблю импрессионистов. Очень люблю Матисса. Люблю и русских художников: Бенуа, Сомова, Репина, Шишкина, Лентулова, Григорьева, Серова, Врубеля, Малевича, Кандинского. Всех перечислить невозможно. Поэтому я художник-модельер, потому что все люблю. Я люблю иранские миниатюры, люблю китайскую живопись и графику. То же самое с литературой и с музыкой.

Как считаете, каждый модельер должен быть художником или достаточно быть высококлассным закройщиком с хорошим вкусом? Или даже лучше всего быть гениальным маркетологом?

- Лучше всего обладать всеми тремя качествами. Быть художником, хорошо чувствовать форму, иметь свой собственный вкус и чувствовать запросы рынка. Это все разные профессии. Лучше не смешивать, но по крайней мере быть в курсе основных проблем в каждой профессии.

Вы участвуете в отборе моделей для ваших показов? Может быть, приглашаете кого-то особенного? Что думаете насчет модного нынче тренда «модели оверсайз»?

Конечно, я участвую в кастингах. Потому что прежде, чем назначается кастинг, я хорошо представляю, какого плана люди для показа одежды нам нужны. На подиуме одежду оверсайз могут показывать люди разного размера - это уже личные предпочтения дизайнеров.

Слушая вас, складывается впечатление, что вы думаете больше об искусстве, чем о востребованности. И в этом парадокс. В то время когда многие крупные бренды сворачивают направление от-кутюр, отдаваясь во власть продажам и маркетингу, вы по 4 месяца расшиваете одно платье. Это какая-то внутренняя уверенность в собственной востребованности и исключительности? Продажи продажами, а искусство - искусством?

Безусловно, мы занимаемся и haute couture - это трудоемкие свадебные наряды и вечерние туалеты, часто получаем заказы на такие платья, но у модного дома есть и другие направления. Несколько лет назад у нас появилась линия pr?t-? -porter White by Parfionova - это одежда для активного образа жизни, для путешествий, спорта, для отдыха. Более повседневная и доступная, выполненная из самых комфортных натуральных материалов, часто с принтами - моими рисунками. Также у нас есть интерьерная линия Tatyana Parfionova Home Design, в которой мы выпускаем коллекции мебели, текстиля с вышивками и принтами, посуды и аксессуаров для декора интерьера. С нашей интерьерной линией можно создать полную концепцию пространства. Буквально в этом году у нас появилась новая линия обуви Tatyana Parfionova Shoes, в которой есть все: от нарядных туфель на каблуке до повседневных классических ботинок. Отличительными чертами новой коллекции обуви являются наш фирменный стиль и высочайшее качество. Каждая пара ручной работы производится в Петербурге. Я думаю, что искусство никогда не мешает продажам.

- У вас есть любимый модный период в ХХ столетии?

- Думаю, что предвоенный период перед Первой мировой войной, когда еще дамы были романтичные, но уже ощущалась надвигающаяся гроза. Переломный период вообще. Женщины почувствовали больше свободы, одежда еще оставалась очень элегантной и женственной, но стала уже более практичной, давала больше свободы движения.

- А что вы любите в жизни больше всего?

Свою семью и свой модный дом. И модный дом не как стены, а как свою вторую семью. Я люблю Родину. Люблю природу и искусство.

- Знаете хоть кого-то из белорусских дизайнеров? Может быть, были в Минске?

В Минске не была, белорусских дизайнеров не знаю, но ваш вопрос заставил обратиться к интернету, чтобы узнать больше о дизайнерах из Беларуси. Видно, что мода в Беларуси активно развивается, поскольку некоторые дизайнеры выходят уже на международный уровень, участвуют в интернациональных выставках.

Беседовала Мария Столярова

Фото: Алексей Костромин, Модный Дом «Татьяна Парфенова».

Последние материалы сайта