Плетение золотых цепей своими руками. Золотая цепочка: искусство создания и секреты ремесла Как сделать цепочку из бисера своими руками

01.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Первые золотые цепочки увидели в Древней Греции и культурах Междуречья. Они были символами божественного происхождения, богатства и знаком принадлежности к царскому роду. К счастью для нас, ювелиры смогли сделать золотые украшения намного доступнее.

Первые золотые цепочки
появились в Древней Греции и культурах Междуречья. Они были символами
божественного происхождения, богатства и знаком принадлежности к царскому роду.
К счастью для нас, ювелиры смогли сделать золотые украшения намного доступнее.

Золото в чистом виде очень мягкое и имеет яркий желтый
цвет. Чтобы придать нужный цвет и сделать золото более прочным, к нему всегда добавляют
другие металлы.

Для придания красноватого оттенка к нему добавляют медь, а с латунью
металлы плавятся быстрее, чем, если бы золото и медь расплавили без нее. В
зависимости от количества, в котором в золото подмешиваются эти металлы, мы получаем
сплав из золота в 14 и 18 каратов. Смесь плавят тигли, при температуре 1010° С.

Кипящий сплав выливают в литейную машину с водой, она охлаждает металл до температуры
370°С, чтобы он затвердел. Затвердевшее золото пропускают через
круглую пресс-форму, придающую форму жерди, длинной 2 метра.

Разрезанную пополам жердь пропускают через обжимной
прокатный стан, приводя её к квадратной форме, так ее будет легче вытянуть.
Затем жердь пропускают через стан-тандем. Ролики станка вытягивают ее примерно до
толщины спагетти. На выходе ролики скручивают ее в спираль, длинной 24 м. Чтобы
размягчить металл, спираль отправляют в печь.

Спираль разворачивают и снова вытягивают, но уже до толщины
проволоки, пропустив ее через стан с промышленными алмазами. Золото поливают
жидкой смазкой, чтобы защитить его от перегрева. На выходе мы получаем золото в
виде тончайшей проволоки. Проволоку наматывают на катушку. На одну катушку можно
намотать до 3 км проволоки. Катушки разматывают, и снова помещают в печь,
золото размякнет еще сильнее.

Специалистам на фабрике запрещено надевать
ювелирные украшения, в целях безопасности. По окончании рабочего дня все
рабочие проходят через металлоискатель, который сводит к минимуму любой факт
кражи.

Легче всего изготавливается веревочное плетение. Станок пропускает проволоку через два звена и замыкает
его.


Якорное плетение цепочки выполняет специальный
станок, пропуская проволоку через одно звено, и, соединяя концы, делает
следующее звено. В минуту станок соединяет 600 звеньев. В случайном порядке
специалист проверяет качество звеньев.


Плетение «Паучок»

Плетение “Паучок” изготавливается по аналогичной
технологии. Станок одновременно пропускает проволоку через 5 звеньев.

Венецианское плетение золотых цепочек изготавливают на другом станке(см. на видео).
Проволоку помещают в специальный канал, в котором механические зажимы сгибают
ее вокруг формы, соединяя с предыдущим звеном.


Первые золотые цепочки появились Междуречье и Древней Греции. Золотые цепочки символизировали богатство, власть, знатность или божественное происхождения.

Чистое золото слишком мягко, его ярко желтый цвет не всегда нравится потребителю. Поэтому для обеспечения прочности и нужного цвета к золоту добавляют другие металлы, называемые лигатурой.

Серебро придает золоту благородный бледный оттенок, медь - красноватый тон, а латунь позволяет расплавить металлы быстрее, чем, если бы золото и медь плавили по отдельности. В зависимости от количества добавленной лигатуры, получают сплав золота в 14-18 карат.

Смесь расплавляют при температуре 1010оС. Для изготовления 5000 14-каратных цепочек достаточно расплавить три совка компонентов.

Золотой сплав после плавки выливают из литейной машины в водоохлаждаемую форму. Вода охлаждает металл до температуры 370оС, и он затвердевает. Драгоценный металл прессуют в круглой пресс-форме, придающей ему форму стержня, 2 метра длиной.

Разрезав золотой стержень пополам, его пропускают через так называемый «обжимной прокатный стан». Он меняет сечение стержня из круглого на, например, квадратное, нужного размера. Так стержень легче растягивать.

Затем стержень пропускают через прокатный стан. Двенадцать роликов прокатного стана вытягивают стержень в толщину спагетти. На выходе ролики сворачивают золотой стержень в спираль длиной 24 метра. Эту спираль отправляют в печь, чтобы размягчить металл.

После этого золотую спираль разворачивают и вытягивают до состояния проволоки, протягивая через стан с фильерами из промышленных алмазов. Для предотвращения перегрева, золото поливают жидкой смазкой. Из стана драгоценный металл выходит в виде тонкой золотой проволоки.

Проволоку наматывают на катушку, на которой помещается 3 км проволоки. Тридцать две, в данном случае, катушки золотой проволоки разматывают и помещают в печь, где золото размягчается еще больше.

Один из станков делает цепочки с так называемым якорным плетением - он пропускает проволоку через звено и соединяет концы, делая новое звено. В минуту станок соединяет шестисот звеньев. Проверку качества золотой цепочки выполняют в произвольном порядке.

Другой станок выполняет «венецианское плетение». Золотую проволоку пропускают в канал, где механические зажимы огибают ее вокруг формы, соединяя с предыдущим звеном.

Для создания плетения типа «паучок», станок пропускает золотую проволоку сразу через пять звеньев. ледующий станок выполняет плетение в стиле «тэгаро» - вначале станок делает три коротких звена, которые перекручивает, и зажимает последовательно, после чего манипулятор перемещает золотые звенья к другому станку, где добавляет к ним одно длинное звено. Затем манипулятор переносит золотые звенья обратно, где добавляет еще три коротких звена.

Самое простое «веревочное плетение» получают, пропуская золотую проволоку через два звена, и замыкая ее.

Готовые золотые цепочки покрывают порошком, предотвращающим слипание в следующей стадии изготовления, где их нагревают до 815оС. Нагрев активирует спаивающий агент, добавленный при плавлении металла, он спаивает концы звеньев.

Затем станок приваривает замки к концам цепочки. Наконец цепочки последовательно вымачивают в четырех емкостях с химикатами, очищающими от любого загрязнения. После этого их электролитически покрывают тонким слоем золота, что придает им больше блеска.

После проверки качества, на замок цепляют бирку с указанием пробы, и цепочки готовы к отправке в ювелирный магазин, чтобы украсить вас.

Золотые цепочки это прекрасное ювелирное украшение, которое подойдет не только для женщины, но и для мужчин. Научиться изготавливать своими руками золотую цепь- это отличная идея для мастера, который занимается ювелирным делом. Золотая цепь- это роскошное украшение, которое притягивает взгляды окружающих людей, а для ювелира цепи представляют широкий простор для воплощения фантазий и творчества.

Очень часто бывает, что цепочка с легкостью рвется, хотя на вид она не такая хрупкая. Невозможно даже представить, что эта цепь может выдержать вес гири. Почему так случается? В данной статье попробуем разобраться и ответить на этот вопрос. Для начала в общих чертах разберем все этапы изготовления золотых цепей.

Ювелир берет небольшой слиток чистого золота, который был получен после аффинажа. Отделяет нужное количество и смешивает его с лигатурой. Это делается для того, чтобы золотая цепь получилась прочной и долговечной. Чтобы получить необходимый сплав для изготовления цепи необходимо взять 5,85 грамм чистого золота, 2,92 грамм меди и 1,22 грамма серебра.

Все эти металлы сплавляем в тигле,посыпая бурой, и обязательно помешиваем. Температура плавления составляет около 950 градусов. После затвердения раскаленный кусок металла охлаждаем в воде и кипятим его в отбеле. В результате получаем 10 грамм золотого сплава 585 пробы, которая указывает на процентное содержание золота в изделии.


Чем выше будет проба, тем больше будет содержание чистого золота, но гораздо мягче сплав. Примеси других металлов предают золоту не только твердость и прочность, а также изменяют его цвет. Путем замены соотношения металлов, которые входят в состав лигатуры, подбирают необходимый цвет для будущего украшения.

Для изготовления цепи, золото заливаем в изложницу и получаем золотой прут толщиной около 5 мм. Чтобы из него изготовить цепь теперь необходимо обжечь его и растянуть досостояния проволокинужного диаметра, который зависит от массы будущего изделия.

Для этого необходимо пропустить наш прут сначала через вальцы, от большего ручья к меньшему, а затем через фильеры. Очень важно при прокатке на вальцах не перепутать размер ручья, так как если Вы сунете золотой прут в ручей меньшего размера, то появятся трещины, и в итоге при протягивании в фильерах проволока будет рваться и будущее изделия получится низкого качества. При работе с фильерами необходимо проволоку смазывать воском обычной свечи.

После завершения этапа изготовления золотой проволоки наступает процесс плетения самой цепи. Первым делом полученную золотую проволоку скручивают в спираль необходимого диаметра, затем из спирали при помощи специальных ножниц нарезаем звенья для будущей цепи. Полученные звенья сплетаем в цепь нужной длины, и спаиваются при помощи припоя. Следующим идет процесс полировки и установки замка.

Пайка тонких цепей

А как обстоят дела с тонкими цепями? Ведь мелкие звенья невозможно спаять вручную. Что делать в этом случае?Обычно тонкие цепи производятся на специальных станках, на крупных ювелирных фабриках и заводах.Для спайки звеньев, цепипокрывают специальным порошком, который представляет собой смесь припоя и флюса.

Этот порошок обволакивает место стыка каждого звена, затем цепи попадают в муфельную печь температура, в которой составляет от 500-600 градусов. При данной температуре само золото просто накаляется, в то время как припой плавится, соединяя стыки. Теперь цепочка стала прочной и готовой для дальнейшей обработки.


Прочность спаянных звеньев можно проверить. Если все было сделано правильно, все звенья цепи спаяны, а также толщина проволоки одинакова везде, то такая цепочка должна выдерживать вес, превышающий ее собственный в 750 раз. Далее идет процесс шлифовки, после которого цепи нарезают нужной длинойи прикрепляют застежку.

Готовая цепь становится менее прочной, так как у неё появляется слабое звено- застежка. Она специально делается слабее, как мера защиты на тот случай, если Вы зацепитесь цепочкой за что-нибудь или кто- то захочет её сорвать.

Паять звенья цепи гораздо удобнее, если припой находится в виде маленьких пластинок. Для этого его перед пайкой раскатываем на вальцах и нарезаем мелкими квадратиками. В процессе пайки первым делом нагреваем более массивную деталь изделия, однако нельзя её перегреть, так как она может сплавиться.

Необходимо уловить момент, когда следует подавать припой. Перед пайкой нагретые детали покрывают флюсом и бурой. Если все выполнено, верно, и места спайки достаточно прогреты, то само место пайки будет покрыто пленкой флюса. Однако на этом процесс пайки ещё не заканчивается.

Необходимо аккуратно прогревать пламенем горелки места пайки так, чтобы не расплавить детали. Это делать следует до тех пор, пока входящий в состав припоя кадмий не выгорит. Определить выгорел ли кадмий или нет, можно следующим образом: необходимо внимательно посмотреть на место спайки, которое должно быть тусклым, таким же как спаиваемые детали.

Фактически из двух отдельных частей получается монолит, имеющий одинаковый состав, цвет и физические свойства. На этом процесс пайки завершен, и можно приступать к дальнейшим действиям.

Во все времена, не исключая современность, одним из самых популярных изделий среди украшений являлась цепочка. Ее имеет практически каждый человек и не в одном экземпляре. Украшения изготавливаются различными способами, как вручную, так и на станке. В этой статье мы рассмотрим, как сплести цепочку своими руками и какие виды посильны начинающему мастеру.

Виды плетения

Отличием от женской является характер переплетения звеньев данного украшения. Также играют роль стиль, оригинальность, легкость в исполнении, вес.

Цепное витье делится на несколько групп, в зависимости от способа раскладки и связки звеньев. Основными приемами плетения являются: панцирное и якорное, а также отдельные виды, такие как бисмарк и перлина.

Форма ромба

Панцирный вид плетения имеет отшлифованные звенья, расположенные в одной плоскости. Сцепленные петли имеют ромбическую форму и могут связываться одним, двумя и даже тремя звеньями одновременно. Существуют различные комбинации панцирного плетения. Например, маленькие звенья вплетаются в крупные или последовательно чередуются друг с другом. Первый вид носит название «Нонна», второй - «Фигаро». Еще один способ плетения, который может иметь квадратное, овальное и круглое сечение, называется «Снейк» или «Кобра». Действительно, шнур внешним видом напоминает панцирь змеи и слегка изгибается. Веревочное также относится к панцирному виду. Во время соединения звеньев цепь слегка прокручивается в определенную сторону, внешним видом напоминая канат.

Морской якорь

При якорном способе соединяемые звенья сцепляются друг с другом под углом в 90 0 . Петли классической цепи имеют форму овала. Это самый простой метод плетения, которым можно изготовить цепочку своими руками. Если между звеньями расположена перекладина, то плетение носит название «Морской якорь». Существует сцепка не только узких, но и широких колец - ролло или шопард. Венецианское от классического плетения отличается звеньями, которые могут принимать форму квадрата или прямоугольника. В одном блоке может содержаться несколько элементов.

Способ плетения «звено в звено»

Для изготовления цепочки своими руками данным методом необходимо подготовить звенья нужной формы. Главным параметром при любом плетении является соответствие диаметров колец и проволоки. Чем тоньше материал и шире звено, тем цепь становится ненадежнее. Противоположный вариант создает трудности в плетении. Кольца изготавливаются путем наматывания проволоки на ригель, поэтому он также не должен быть слишком маленьким.

Поочередно вдеваемые друг в друга петли должны иметь одно направление. Запаивать концы петель можно как во время плетения, так и после него. При нагревании плавящийся металл должен залить промежуток в месте откуса. Таким образом будет устранен возможный разрыв цепи, и кольца получатся непрерывными.

Плетение цепочки «двойной ромб»

Данный вид сцепления имеет плоские петли, имеющие форму ромба или вытянутого квадрата. Плетение считается достаточно прочным и популярным. Звенья могут соединяться поочередно, а также группами по две-три штучки вместе. Женские цепочки, как правило, имеют плоскую форму. Мужчины, в свою очередь, предпочитают массивные изделия с двойным или тройным переплетением.

Подготовленные звенья растягивают, сгибают и сдавливают, добиваясь необходимой формы. Затем плетут цепь, вставляя последующую петлю в предыдущую. Есть вариант сцепки, при котором третье звено продевается в первое и пропускается через второе, затем четвертое вдевается во второе и протягивается через третье и так далее. После пайки петель готовая цепь сплющивается с помощью вальцов. В конце работы сплетенную своими руками цепочку необходимо отшлифовать.

Технология плетения цепи «Бисмарк»

Основными инструментами для изготовления украшения являются различные ригели, тиски, плоскогубцы, напильники и дополнительные материалы. В домашних условиях для плетения цепочки на шею ригелями могут служить вязальные или любые другие спицы, например от зонта или велосипедного колеса. На него наматывается проволока, образуя спираль. Один конец нужно согнуть в двух местах, образуя ручку, на другом сделать пропил для фиксации проволоки.

Далее спираль необходимо нарезать на звенья так, чтобы каждая петля содержала два витка. Затем в один элемент с помощью плоскогубцев вкручивается второй до характерного щелчка. Таким образом изделие наращивается до необходимой длины. Во время плетения цепочки два витка каждого звена нужно сжать для фиксации.

Для пайки петель нужен припой. Это сплав различных металлов в виде тонких пластинок или проволоки. Перед спаиванием необходимо взять маленький кусочек припоя и расплавить пламенем горелки. Затем переместить шарик паяльником в стык звена, которое также нужно нагреть, и дать ему растечься. Повторить процедуру с остальными петлями. На последнем этапе цепь выравнивается путем протягивания через вальцы.

Плетение цепочек своими руками

Изделие, плетенное способом "Викинг книт", изготавливается из мягкой проволоки и не требует пайки. При плетении цепочки на шею используемый материал наращивается.

Перед работой нужно подготовить карандаш, который будет служить опорой, тонкую медную проволоку, ножницы и линейку. Плетение начинается с заготовки основы под цепь. Отрежьте примерно 40 см медной нити и оберните ею линейку, сделав 6 витков. Снимите с инструмента полученные петли и зафиксируйте, обмотав их коротким концом проволоки. Раздвиньте лепестки в разные стороны и поместите на тупую сторону карандаша, загнув их вдоль опоры. Начните плетение с нового отреза медной нити длиной 80 см. Сделайте петлю, продев проволоку в один из лепестков основы. Затем, повернув карандаш, введите верхний конец нити внутрь следующего лепестка, выводя его с левой стороны. Таким образом свяжите петли вокруг всей основы.

Новый ряд начинается с обхвата петли предыдущего круга. Далее плетение продолжается аналогично, пока не закончится рабочая проволока. Кончик нового отреза нити скрутите с предыдущим остатком и продолжайте плетение до необходимой длины. В последующем этот кончик спрячется в работе. Учтите, что в конце работы цепочку необходимо растянуть. Ее длина увеличится почти в два раза.

Рассмотренными выше способами могут быть сплетены как мужские, так и женские цепочки. Обучаясь изготавливать украшения, вы получите хороший опыт общения с металлом и освоите основные навыки ювелирного дела.

В Нижнем Новгороде находится российский цепной завод Красный якорь, который основан в 1898 году, в связи с увеличением спроса на корабельные цепи. Но завод на корабельных цепях не остановился, и сейчас производят цепи самого различного назначения: от шинозащитных до комплетющих для горного оборудования.


Сейчас завод делится на три основных цеха: крупных цепей, средних и мелких. Процесс и этапы изготовления продукции примерно одинаковы, но чем больше размер цепи, тем дольше и масштабнее это выглядит. Начнем с цеха средних цепей. Особенность средних размеров заключается в том, что станки делают все сами, но от станка до станка продукцию нужно перевозить вручную.

Первый этап изготовления цепи представляет собой подачу материала в станок, в котором отрезается кусок нужной длины и сгибается, образуя звено, а затем соединяется с другим звеном.

На втором этапе идет проварка щели. Без этого звенья цепи под нагрузкой просто отсоединяться. Третьим этапом происходит проверка, т.е. цепь загружается на станок, который натягивает ее согласно допустимому весу. Если одно из звеньев не выдерживает, то это самое звено разжимается, снимается, добавляется новое и снова проваривается. Затем снова на проверку.

После удачной проверки, цепь отправляется на термообработку в печь. Этот этап придает еще больше прочности продукции.

Затем идет цех крупных цепей. Основное применение таких цепей - это корабли и шахты. В сравнении со средними, здесь в больших объемах используется труд работников.
Так называемая “карусель”. Старый станок, но на нем происходит сразу два первых этапа. Для его функционирования нужны четыре работника, каждый из которых выполняет свою часть.

Когда работа идет, в центре “карусели” образуются вот такие кучки в несколько сотен килограмм.

Некоторые цепи сразу после соединения звеньев и сварки отправляются с помощью крана в этот бак, который начинает вибрировать и вращаться. Таким образом, происходит сглаживание элементов.

На Красном якоре потихоньку стараются обновлять станки, потому что некоторым уже по 60-40 лет, но цены новых измеряются в миллионах евро - это немного затрудняет быструю замену. На фотографии автоматическая “карусель” от немецкой фирмы ESAB. Он полностью автоматизирован, и работник просто контролирует процесс.

Станок 1990 года - считается достаточно новым.

Такая длинная лента используется для шахтной продукции. Дело в том, что у данной цепи есть четко установленная длина, погрешность которой допускает всего 2 миллиметра.

100 летний пресс.

Это горизонтальный гидравлический пресс, именно он проверяет прочность больших цепей. Кстати, тоже весьма старый.

И в печь на термообработку! Средние цепи перевозят на тележках, а тут только подъемниками.

Перемещаемся в цех малых цепей. Его особенность в том, что почти все делается автоматически. И этого достигается совершенно не новым оборудованием.

Например, из-за малого веса изделий два первых этапа проходят непрерывной цепочкой, и рабочий просто контролирует и подправляет процесс.

Подается исходный материал, а на выходе остается только в печь отправить.

От размеров процесс не меняется, только скорость и масштабы производства.

Но на заводе еще остаются места, где соединять звенья цепей нужно вручную. Вот этот молодой паренек этим и занимается. Кстати, на заводе почти нет старых сотрудников. Большинству до 40 лет. Также имеется учебный отдел, который принимает ребят после учебных заведений.

На любой вкус и цвет.

Новое оборудование ставится. Когда я был, почти в каждом цеху собиралось или стояло по несколько новых станков.

Помимо цехов с цепями, есть и кузнечно-прессовой, занимающийся различными дополнительными изделиями или креплениями.

Здесь все просто. Разогреваем заготовку, под прессом делаем нужную форму, а затем обрезаем лишние куски. На фотографии малоэффективная печь, т.к. большое количество тепла просто теряется, поэтому в цеху есть более новая, но эту все еще используют.

Год выпуска 1912. Рабочий.

Собственно вот. Новая печь разогревает, а рабочий придает ее нужную форму.

Другой участок кузнечно-прессового цеха. Из-за очень старого оборудования работают здесь редко. В свое время тут был начальником один мужчина, который вывешивал на столбы фотографии лучших работников, была своя аллея “лучших людей”.

Также на заводе имеется совсем новый цех, на котором только свежие станки. В основном, тут режут всякие заготовки.

После прогулки по производству заглянули к директору, который оказался “своим”. Показал нам книгу, найденную в архивах. Она актуальна на 1918 г

Под склад отведено отдельное огромное здание.

Последние материалы сайта