Практические занятия логопеда после инсульта. Как быстро восстановить речь после инсульта в домашних условиях

16.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Большая часть больных, перенесших инсульт, страдает от нарушения речи. Помимо расстройства двигательных функций, проблемы с речью являются одним из наиболее тяжелым для самого больного. Ведь отсутствие общения, возможность разговаривать со своими близкими является дополнительным стрессом.

Очень важно постараться восстановить речь больного, однако надо понимать, что этим должен заниматься исключительно специалист-логопед.

Виды речевых расстройств, возникающих после инсульта

Нарушения речи после инсульта называются афазией. В зависимости от очага и степени поражения мозга различают несколько видов такого расстройства:

  • Тотальная афазия - полная неспособность пациента разговаривать. Он не понимает обращенную к нему речь и не может ответить.
  • Моторная афазия означает отсутствие способность говорить при полном понимании собеседника. Иногда при этом нарушении человек способен произносить отдельные звуки, но сложить их в полноценную слова он не может.
  • При сенсорной афазии, наоборот, нарушается способность воспринимать речь. При этом пациент имеет полностью сохранный слух и может говорить сам, однако родная речь, обращенная к нему, кажется ему иностранной.
  • Амнестическая форма отличается невозможностью называть предметы. Больной может говорить и понимает собеседников, однако из своего словарного запаса ему трудно выбрать нужное слово, он как будто забыл нужные названия.
  • При семантической форме человек затрудняется с восприятием сложных речевых конструкций. Простые фразы и слова он понимает легко.
  • После инсульта возможно появление .

Помимо системных нарушений речи больные после инсульта могут страдать различными видами . Из-за затруднений двигательной активности возникают сложности с произношением звуков, речь становится невнятной, слова и фразы искажаются.

Занятия логопеда по восстановлению речи после инсульта

Работу по коррекции речевых нарушений следует начинать сразу же после прохождения острого периода заболевания. Если в больнице есть логопед, занятия начинаются уже во время лечения. Однако нужно понимать, что только специалист, имеющий опыт работы с афазией, может определять тактику проведения занятий.

Логопед-афазиолог сможет точно установить вид нарушения речи и распланировать коррекционные мероприятия. На практике редко встречается явный и чистый вид нарушения, поэтому эффективное направление восстановительной работы определяется индивидуально с каждым пациентом.

В соответствии с состоянием больного и типом речевого нарушения составляется личный план занятий, однако основные принципы сохраняются в любом случае:

  • Наиболее важный период для коррекции речи после инсульта - первые полгода-год. Впоследствии пациент адаптируется к своему состоянию и регенеративные способности мозга снижаются. Хотя даже и через год и позже коррекция состояния речи вполне возможна при работе хорошего логопеда и поддержке родственников.
  • Занятия не должны перегружать больного. Первые уроки могут длиться не более 5-7 минут, впоследствии удлиняясь до получаса. При этом только специалист может оценить нагрузку и способность пациента заниматься.
  • В начале занятий логопед должен провести речевое растормаживание, для чего не требуется сложных упражнений. Важно найти эмоциональную составляющую, на которой пациент захочет выйти на диалог. Поэтому рекомендуется не менять логопеда в процессе работы, так как он уже хорошо знает пациента, тип его нарушения речи, особенности и склонности.
  • Несмотря на то что не следует перегружать пациента, все занятия должны идти от простого к сложному для того, чтобы не терялся прогресс.
  • Коррекционная работа ведется исключительно в комплексе с медикаментозным лечением, физиотерапией и прочими процедурами, назначенными лечащим врачом.
  • В логопедической работе хорошие результаты дает музыкотерапия, рисование, пение, облегчая пациенту возможность развития функций речи.
  • В занятия логопед включает упражнения на фонетическое восприятие речи, контроль звукопроизношения, развитие связной речи и функций высшей нервной деятельности.

Работа родственников больного с логопедом-афазиологом

Нельзя не учитывать важность сотрудничества членов семьи со логопедом, занимающегося с пациентом. Часто логопед предлагает родственникам присутствовать на некоторых занятиях, чтобы они могли понять методику и технику выполнения упражнений. Ведь залог результата - это регулярная и тщательная работа.

Важно, чтобы родственники поддерживали в пациенте позитивный настрой и оказывали ему психологическую поддержку. Однако ни в коем случае нельзя излишне нагружать больного в стремлении как можно быстрее достичь результата.

Здесь родственникам также поможет общение с логопедом, который сможет объяснить суть происходящих процессов и подскажет, каким образом вести домашнюю работу по коррекции речевых нарушений.

Советы логопеда членам семьи пациента, перенесшего инсульт:

  • Не ограничивайте общение с родственником, даже в случае значительных нарушений речи. Спокойные, позитивные беседы на интересующие его темы стимулируют включиться в диалог и не позволяют чувствовать себя отстраненным от общества.
  • Старайтесь не выражать недовольство медленными результатами восстановления речи или неправильно выполненными упражнениями. Логопед всегда старается работать на развитие ощущения успешности у пациента, позитивный настрой придает сил и желания работать дальше.
  • Досконально следуйте инструкциям логопеда в выполнении занятий дома . Помните, что только специалист знает, как можно помочь вашему родственнику.
  • Не перегружайте пациента, излишние нагрузки даже при хороших стремлениях могут привести к обратному результату.
  • Ограничивайте просмотр телевизора, так как он тоже способствует перегрузке.

Поддерживайте родственника в его занятиях, подчеркивайте даже незначительные достижения и не оставляйте коррекционных усилий. В сотрудничестве со специалистом можно полностью восстановить речь!

Нарушение речи при инсульте возникает из-за поражения отделов коры головного мозга, отвечающих за речевую функцию. Потеря речи – тяжелая трагедия, которая может полностью исключить больного из привычной жизни. Отсутствие возможности общаться негативно сказывается на психологическом состоянии человека и мешает выздоровлению. Восстановить речевые способности возможно, но это будет долгий и трудный процесс.

Частичная или полная утрата речи после инсульта называется афазией. В зависимости от того, какие зоны мозга была повреждены, афазия бывает моторной, сенсорной или тотальной. Чем они различаются?

  1. Моторная афазия – больной понимает обращенную к нему речь, способен произносить отдельные звуки и слоги, но не может складывать их в слова.
  2. Сенсорная афазия – этот вид речевого расстройства отличается от предыдущего тем, что больной с трудом понимает речь окружающих. Он может говорить, но его речь бессмысленна или полна ошибок.
  3. Тотальная афазия – это самый сложный вид нарушения речи после инсульта. Человек не способен ни говорить, ни понимать чужую речь.

Тип афазии определяет врач-невролог. Для каждого случая разработаны комплексы упражнений, которые нужно выполнять совместно с логопедом.

Важно как можно быстрее начать восстановление утраченной речевой функции. Приступать к занятиям лучше всего в первые недели после инсульта, так как на начальном этапе терапии пострадавшие участки мозга восстанавливаются наиболее интенсивно. Если этот момент упустить, в дальнейшем будет сложнее заново сформировать связи между отделами мозга и процесс восстановления затянется.

Продолжительность реабилитации зависит также и от степени поражения головного мозга. Для полного выздоровления может понадобиться как несколько месяцев, так и несколько лет.

Как восстанавливать речь после инсульта? Современные методы восстановления речи включают в себя выполнение логопедических упражнений, регулярную речевую практику и вспомогательные процедуры (физиотерапия, медикаментозная терапия, лечебная физкультура). Все мероприятия должны проводиться в комплексе.

Наиболее эффективный метод восстановления речи – это регулярные логопедические занятия. Логопед для взрослого после инсульта применяет в своей работе упражнения для развития речи и артикуляции, логопедический массаж, иллюстрированные пособия.

На начальных этапах выздоровления после инсульта логопед нередко становится для больного единственным человеком, который понимает его попытки высказаться. Семья должна поддерживать веру больного в логопеда и не обижаться, если с логопедом он разговаривает охотнее, чем с родственниками. Помните, что специалист помогает в самом главном – возвращает человека в круг привычного общения.

Логопеду необходимо быть хорошим психологом. Люди, пережившие инсульт, часто ощущают себя безнадежными. Они очень чувствительны к неосторожно брошенным словам и тяжело переживают неудачи. Встреча с недружелюбным специалистом, который не способен создать оптимистический настрой, может стать роковой для человека с нарушенной речью. Он замкнется в себе и утратит веру в выздоровление.

Что входит в логопедическую программу?

Задача логопеда на первом этапе занятий по восстановлению речи – растормаживание речевых функций больного. Оно производится на основе старых речевых стереотипов. Применяется совместное пение, договаривание предложений, повторение самых необходимых в повседневной жизни фраз.

Наиболее ценен тот материал, который вызывает у больного эмоции и необходим ему для повседневного общения. Это могут быть слова любимых песен и стихов, названия предметов быта, сведения о близких людях, работе и хобби больного. Занятия не должны быть продолжительными, 10-15 минут вполне достаточно. Задания в программе располагаются по принципу «от простого к сложному».


Если человек плохо понимает речь (сенсорная афазия), специалист дает упражнения на соотнесение слова с картинкой, объединение разных слов по смыслу. Для такого больного важно научиться запоминать значения слов и соотносить их со звучанием.

Когда больной затрудняется произносить слова (моторная афазия), логопед предлагает комментировать картинки, подбирать рифмованные слова, повторять слова вслед за ним. Освоив отдельные слова, можно переходить к предложениям.

Если у пациента нарушено функционирование мышц, участвующих в речи (дизартрия), требуются упражнения на артикуляцию. Логопед показывает, как двигаются губы и язык.

Многие логопеды применяют в работе музыкотерапию. Музыка не только улучшает эмоциональное состояние больного, но и вызывает желание самостоятельно спеть любимую песню. Хорошо, если удастся подобрать песни, текст которых человек хорошо знал до болезни. Совместное пение знакомых песен отлично растормаживает речевые функции.

Сложные случаи в работе логопеда

Логопеду намного сложнее работать с больными, которые находятся на поздних, запущенных стадиях афазии. Они отличаются депрессивным настроем. Это люди, погрузившиеся в инвалидность, не верящие, что снова станут полноценными членами общества. Важно, чтобы такой больной с первых же занятий почувствовал результат, иначе он быстро разочаруется в возможностях логопеда и еще больше проникнется пессимизмом.

Самый трудный случай – это люди, которые не занимались с логопедом, но на каком-то уровне смогли спонтанно восстановить речь. Они говорят с ошибками, исключают часть звуков, заменяют одни слова другими. Им свойственны речевые эмболы – это многократные повторения одних и тех же слов или фраз. «Неправильная» манера общения прочно вошла у них в привычку, таким людям сложнее всего начать систематические занятия.

Процесс реабилитации на поздней стадии афазии может растянуться на долгие годы. Именно поэтому так важно, чтобы родственники позаботились о восстановлении речи больного уже в первые недели после инсульта.

Полезны не только индивидуальные занятия с логопедом, но и групповые. Они способствуют преодолению фобии речи и улучшают эмоциональное состояние больных. Этот вид занятий не может быть единственным и основным, он используется в общем комплексе мероприятий по восстановлению речи.


Домашние занятия

В народе бытует миф, что речь после инсульта может «отойти сама». Эта точка зрения ошибочна и губительна для больных. В большинстве случаев человеку, пережившему инсульт, необходима помощь, иначе он может на всю жизнь остаться инвалидом.

Лучший вариант – это занятия в специализированном центре, но не всегда есть возможность попасть на них сразу после выписки из больницы. Индивидуальные занятия с логопедом после инсульта тоже доступны не каждой семье. Как же тогда восстанавливать речь?

Отчаиваться не стоит, ведь заниматься с больным могут и родственники. Для этого не требуется медицинское или логопедическое образование, но лучше предварительно проконсультироваться у специалиста, чтобы не наделать непоправимых ошибок.

Какие ошибки допускают родственники больных?

  • Излишняя торопливость. Часто родственникам хочется как можно быстрее добиться результата, и они дают больному слишком большую речевую нагрузку. Он не справляется с заданиями, чувствует утомление и беспомощность. Настрой больного становится всё более пессимистическим, он может даже отказаться от дальнейших занятий.
  • Речевая изоляция пациента. Разговаривать с больным нужно не только в процессе реабилитационных занятий. Пусть он по мере сил участвует в общих семейных беседах. Не бойтесь обращаться к нему с простыми просьбами и побуждать высказать свое мнение.
  • Обучение отдельным звукам. Такой метод может здорово притормозить развитие речи человека, пострадавшего от инсульта. Он целесообразен лишь в случае крайне тяжелой формы нарушения речи, когда больному нужно напоминать, как двигаются губы и язык при произнесении звуков. В любом случае стоит вести занятия в форме осмысленной беседы. Называйте конкретные слова и фразы, которые используются в повседневной жизни.
  • Многократное повторение одного и того же слова. Не заставляйте больного бесконечно повторять слово, которое у него плохо получается. В этом случае происходит своего рода «зацикливание» и человеку становится трудно переключаться на другие слова и полноценные фразы.

Важно, чтобы все члены семьи общались с больным на равных. Разговаривайте с ним так, как будто он здоров, не стремитесь упростить свою речь. Вы должны приложить все усилия, чтобы человек поверил в свою интеллектуальную полноценность и настроился на скорейшее выздоровление.


Задавайте вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Разговаривайте с больным медленно и отчетливо, помогайте себе мимикой и жестами. На первых порах, пока пострадавший от инсульта не может высказывать свои желания, применяйте «доску для общения». Это таблица, состоящая из рисунков, которые иллюстрируют базовые потребности. Отлично подходят для занятий детские развивающие книжки.

Человеку, который восстанавливает речь после инсульта, не рекомендуется подолгу смотреть телевизор. Ограничьте время просмотра передач до одного-двух часов в день. Поврежденному мозгу сложно усвоить большой поток информации, и телевизионная речь пойдет не на пользу, а во вред. Выбирайте простые для понимания передачи, которые не вызывают отрицательных эмоций. Больной, скорее всего, захочет их комментировать и это положительно скажется на развитии речи.

Упражнения для восстановления устной речи

Начать можно с произнесения больным отдельных слов вместе с обучающим. Проговаривайте вслух имена родственников, названия дней недели, месяцев, считайте до десяти. Хороший эффект дает совместное пение.

Когда больной научится выговаривать слова, можно переходить к коротким фразам. Используйте в занятиях иллюстрации из журналов и детских книг. Комментируйте вместе с больным сюжеты картинок.

Начинайте фразы и побуждайте больного закончить их одним словом, например, «я сегодня ел на завтрак… (кашу)». Показывая картинки, подсказывайте фразы слово за словом. Внимательно слушайте, что пытается сказать человек. Если он не справляется – давайте подсказку, но не прерывайте его речь.

Не нужно дотошно исправлять каждую ошибку больного, из десяти ошибок укажите на три-четыре. Обязательно хвалите его за каждое выполненное упражнение.

Дополнительные методы восстановления речи

Для восстановления речи после инсульта применяются и вспомогательные методы. Они не помогают преодолеть афазию, но оказывают положительное влияние на состояние мозга и умственную деятельность. Больному назначают лекарственные препараты, которые улучшают кровообращение головного мозга и ускоряют его восстановление. Могут применяться также ноотропные препараты, транквилизаторы, адрена- и альфаблокаторы.

Нарушения речи нередко сопровождаются параличом артикуляционных мышц. Для их восстановления эффективны процедуры физиотерапии: электростимуляция, иглоукалывание, магнитная стимуляция.

В редких случаях применяется нейрохирургическая операция, цель которой – улучшить кровоснабжение речевой зоны.

Восстановление речи после инсульта – дело сложное и длительное, его успех в значительной мере зависит от усилий больного и его психологического настроя. Помощь родственников, если она оказывается неправильно, может затормозить процесс выздоровления, поэтому важно, чтобы на начальном этапе с больным занимался логопед. Рекомендации специалиста помогут избежать ошибок и подобрать наиболее эффективные упражнения.

Инсульт – патология, при которой нарушается мозговое кровообращение за достаточно короткий период времени: от 2-3 минут до нескольких часов. В таком случае клетки мозга погибают, что влечет за собой различные осложнения, среди которых – нарушение речевой функции.

Восстановление речи после инсульта предполагает прием специальных препаратов, посещение логопеда и выполнение специальных упражнений. В некоторых случаях не обойтись без оперативного вмешательства.

Чтобы снизить выраженность негативных последствий инсульта, важно правильно оказать первую помощь. Если удалось обнаружить первые признаки нарушения мозгового кровообращения, следует немедленно вызвать первую помощь. Это – внезапно возникшая острая головная боль, повышение артериального давления, онемение одной части лица, рвота, кровоизлияние в сетчатке глаза.

Первая помощь заключается в следующем:

  1. Запрещается давать человеку еду и питье. В противном случае можно вызвать паралич органов, ответственных за глотание.
  2. Если возникла рвота, голову пострадавшего поворачивают на бок, что позволяет избежать попадания массы в дыхательные пути.
  3. Человеку, находящемуся в стадии приступа, запрещается делать резкие движения.
  4. С больного снимают сдавливающие элементы одежды: ослабляют воротник, ремень, галстук.
  5. Если, измерив давление, удалось выявить его повышение, разрешается дать человеку соответствующую таблетку.

При потере сознания, аритмичности дыхания и пульса проводят сердечно-легочные реанимационные мероприятия.

Восстановление больных, перенесших инсульт, — достаточно длительный и поэтапный процесс, который проводится в несколько стадий. Сразу после оказания первой помощи человека помещают в реанимационное отделение, где проводят контроль состояния здоровья и проводят необходимые лечебные мероприятия. Далее больного переводят в неврологический стационар, где врачи борются за восстановление пораженных мозговых клеток.


После выписки из стационарного отделения восстановление нарушенных функций ложится на плечи родственников. Вернуть речь можно только немедикаментозным способом, ведь мозговые клетки уже разрушены и не поддаются коррекции лекарственными препаратами.

Однако, можно максимально приспособить человека к жизни за счет иных нейронов, которые не были повреждены в процессе острого нарушения кровообращения. Как можно восстановить речь после инсульта в каждом конкретном случае, зависит от степени поражения головного мозга. К общепризнанным методам реабилитации относят занятия с логопедом.

Классификация и симптомы речевых нарушений

Проблемы с речью, возникшие после инсульта, могут быть разных видов. Некоторые люди и вовсе утрачивают возможность говорить, но мыслительный процесс при этом не нарушается. В таком случае задействуют невербальную методику общения.

Многие люди, перенесшие инсульт, попросту, стесняются разговаривать и плохо идут на контакт с окружающими, включая родственников. Однако, родным не стоит опускать руки, а нужно всеми возможными способами пытаться вернуть пострадавшего к нормальной жизни.

Степени дизартрии

Нарушение речи (дизартрия) может иметь различную степень выраженности, которую логопеды определяют с учетом выраженности клинических проявлений и уровня внятности речи больного, понятной для окружающих.


Исходя из этого, дизартрию можно разделить по следующим степеням:

  1. Начальная степень – первая имеет название стертой дизартрии. Клинические проявления слабо выражены. Их сможет выявить только логопед. Среди характерных симптомов – редкое проглатывание слогов, невыразительная речь.
  2. Вторая степень – типичная. В таком случае изменения речи более заметны, но она понятна для окружающих. Сравнить изменения, присущи 3 степени, можно с невнятной речью пьяного человека.
  3. Третья степень – выраженная. Наблюдается существенное нарушение речевой функции. Понять, о чем говорит больной, могут только родственники.
  4. Четвертая степень – полное искажение речи или ее отсутствие.

Восстановить речевую функцию полностью возможно при нарушении 1 степени, тогда как 4 степень практически не поддается коррекции.

Виды афазии

Потеря речи после инсульта протекает по типу афазии – системного нарушения, вызванного локальными патологическими изменениями в коре головного мозга. Афазия, в свою очередь, подразделяется на несколько видов:

  • Тотальная. Возникает в первые дни после приступа. Человек не говорит вообще, не распознает обращенную речь.
  • Моторная. Следующая стадия, которая последует после тотальной афазии – моторная. Выражается в отсутствии речевой функции. Несмотря на трудности общения, человек узнает родственников и понимает обращения.
  • Сенсорная. Человек не понимает обращенную речь, что вызвано органическим поражением центра, отвечающего за звуковые анализы устной речи.
  • Семантическая. Больной понимает простые обращения и высказывания, однако остаются трудности с понимаем сложных речей.
  • Амнестическая. Человеку трудно называть предметы, однако повторные, диалогические, спонтанные речевые функции не нарушены.


Скорректировать подобные нарушения функции речи, которые пропадают после инсульта, можно специальными реабилитационными мероприятиями: педагогическими, психологическими, социальными.

Причины нарушения речи при инсульте

Расстройство речи после приступа (инсульта) обусловлено поражением соответствующих областей головного мозга. Например, если произошел ишемический инсульт, нарушается кровообращение в органе, а при геморрагическом возникает локальное кровоизлияние.

Подобные патологические изменения вызывают гибель клеток в речевом центре или прекращение передачи нервных импульсов от коры органа к голосовому аппарату. Насколько выраженными будут речевые изменения, зависит от отдела и обширности поражения головного мозга.

Как восстановить речь после инсульта

Перед тем, как восстанавливать речь после ишемического или геморрагического инсульта, врач проводит комплексную диагностику, по результатам которой оценивает состояние компонентов речи больного:

  • определяет, насколько человек понимает обращения окружающих, включая сложные лексико-грамматические конструкции, каков объем восприятия слов на слух;
  • насколько правильно больной строит свои высказывания;
  • имеются или отсутствуют дефекты внутренней речи, трудности в формулировке высказываний;
  • насколько полно человек контролирует свою речь.


По результатам проведенной диагностики врач определяет методику коррекции нарушений, например, с помощью логопедических занятий или практических упражнений. Не нужно надеяться, что добиться восстановления речи можно будет за короткий срок. В большинстве случаев требуется комплексная терапия с применением нескольких методов.

Лекарственные средства

Геморрагический, ишемический инсульт требуют не только проведения логопедических и психологических занятий для коррекции нарушений, но и приема определенных препаратов, которые назначают на любом этапе восстановления:

  • дегидратационных;
  • нейрометаболических церебропротекторов;
  • с рассасывающим действием;
  • ангиопротекторов;
  • витаминных средств;
  • противосудорожных;
  • гепатопротекторов;
  • препаратов для регуляции эмоционального и поведенческого состояния.

Любое лекарственное средство назначают в индивидуальном порядке, с учетом особенностей нарушения речевой функции и степени изменений.

Занятия с логопедом


Что делать при потере речи после инсульта, подскажет логопед во время урока. В первую очередь врач определяет особенности нарушения функции, по которым в индивидуальном порядке составляет этапы восстановления. Логопедические упражнения в 30% случаев позволяют скорректировать выраженные расстройства уже к стадии выписки из отделения.

Далее занятия продолжают проводить в домашних условиях, но время от времени (каждый месяц или неделю) посещают специалиста для определения уровня восстановления речи. Достичь возвращения правильной речи можно, соблюдая следующие принципы реабилитации:

  • систематическое наблюдение за реакцией на громкие и тихие звуки, голоса;
  • постепенное повышение речевой нагрузки в процессе уроков;
  • обучение произношению, наблюдая за тем, как человек понимает смысл произносимых речевых конструкций;
  • больший уклон на то, что интересно больному, учет его пожеланий;
  • использование музыкальных приемов, например, изучение названий, слов во время подпевания любимой песни;
  • сочетание устной речи с рисованием: при невозможности произнести какое-либо слово, больной может нарисовать, что оно означает.

После того, как человек будет в состоянии произносить отдельные слова, хотя бы минимальный объем, можно изучать скороговорки для развития речи.

Специальные упражнения

Чтобы нормализовать разговорную функцию, родным рекомендуется проводить с больным упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях. Сразу нужно понимать, что входящие в комплекс упражнения для человека, перенесшего инсульт, будут даваться очень сложно.


Итак, примерный комплекс речевой гимнастики, которая поможет восстановить речь у взрослого:

  • сложить губы в трубочку, после вернув в исходную позу, стараться удержаться в обоих положениях по 5 секунд;
  • верхней губой захватить нижнюю, удержаться 5 секунд, после вернувшись в исходную позу (то же самое проделать с нижней губой, стараясь захватить верхнюю);
  • высунуть язык как можно дальше, удержаться в такой позе 3 секунды;
  • облизать верхнюю и нижнюю губу, двигаясь справа налево, потом наоборот;
  • язык сложить в трубочку, высунуть и удержаться в такой позе 3 секунды.

Дополнительные методы восстановления

Назначают физиотерапевтические процедуры, среди которых – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, магнитотерапия, лазеротерапия, грязелечение, мануальная терапия.

Человеку, перенесшему инсульт, показано правильное питание с включением в рацион растительного масла, морепродуктов, овощей и фруктов, которые включают клетчатку и фолиевую кислоту. Важно урегулировать питьевой режим, выпивая в день не меньше 2 л. жидкости.

Из рациона убирают животный жир, копчености, острую, жареную, маринованную, кондитерскую пищу. Ограничивают до минимума соль, крепкий чай и кофе. Под запретом – спиртное.


Не менее эффективна народная медицина. Например, для приготовления отваров и настоев можно задействовать зверобой, чабрец, землянику, календулу, можжевельник. Такие средства помогают повысить защитную функцию организма, нормализовать деятельность сосудов в головном мозге.

Оперативное вмешательство

Полностью восстановить речь методом оперативного вмешательства невозможно, хоть и существует методика, которую используют крайне редко и при неэффективности иных способов лечения. Это – операция, в ходе которой нейрохирург создает мост, соединяющий речевую область и область, которая не повредилась во время приступа.

Терапевтический эффект от операции имеет слабую выраженность, речь может восстановиться не в полном объеме и, поэтому, ее назначают не часто.

Массаж

Нарушение речи после инсульта можно восстановить методом массажа. Применяют поглаживания, растирания, разминания, легкие постукивания, поколачивания. Начинают манипуляции с шейного отдела, постепенно двигаясь к нижним конечностям.

Прохождение систематических курсов массажа помогает устранить мышечное напряжение, нормализовать кровообращение. Важно довериться в данном вопросе квалифицированному врачу.

Лечение стволовыми клетками

Вернуть речь после инсульта помогает терапия стволовыми клетками. Важно начать таковую как можно раньше. Сразу после стабилизации состояния (в течение первого месяца после приступа) у человека берут образец жировой ткани для выделения и выращивания клеток. Период выращивания – 1-1,5 месяца.


По истечении данного времени больному вливают в кровь полученную суспензию методом капельного введения. Первые положительные изменения можно наблюдать по истечении 2 месяцев.

Роботизированные манипуляторы

В последние годы хорошо зарекомендовали себя роботизированные манипуляторы – специально созданные приспособления, которые помогают ускорить восстановление и устранить нарушения после инсульта. Один из таковых – робо-рука, построенная по принципу экзоскелета.

Особенности работы всех робо-рук одинаковый: при невозможности человеком выполнять определенные движения, автоматически подключается электропривод робо-руки, которая помогает дотянуть конечность больного до определенного предмета.

Соответствующие исследования подтвердили, что за счет применения роботизированной руки большинству больных удалось восстановить и пораженную область мозга, которая ответственна за речевую функцию.

Сколько восстанавливается речь

Насколько быстро можно будет восстановить функцию, и каков прогноз потери речи, зависит от уровня патологических изменений в головном мозге. На период выздоровления влияет и быстрота обучения, особенности реабилитационного периода.


Примерные сроки восстановления можно пометить в таблицу:

По статистике, чаще возможно полное восстановление речи при ишемическом инсульте. Более длительное восстановление функции наблюдается у лиц, перенесших геморрагический приступ.

Если не удалось избежать инсульта, не нужно отчаиваться и опускать руки. Большое значение в выздоровлении имеет настрой человека. Научно доказано, что положительное отношение к проблеме и желание вернуть утраченные функции в разы быстрее помогает полностью выздороветь.

Видео инструкция по восстановлению речи

На протяжении некоторого периода времени после инсульта больной испытывает затруднения с речью. Но для полноты восприятия окружающего мира, а также здоровья психики возвращение навыков является ведущей проблемой. Восстановить способность говорить следует в максимально сжатые сроки.

Некоторые пациенты проходят реабилитационный период очень быстрыми темпами. Им хватает нескольких месяцев и даже недель. Другим требуется длительная работа с логопедом, чтобы посредством регулярно проводимых занятий к ним вернулось умение общаться с окружающими людьми. Случается, что речь так и не восстанавливается полностью и остается ограниченной.

Как осуществить восстановление речи после инсульта? Что нужно делать? Ответы на вопросы будут даны в этой статье.

Надо отметить, что такой процесс не отличается простотой. Современной медициной в этом направлении широко применяются стволовые клетки. Помимо этого восстановление нервных импульсов проходит при занятиях с логопедом.

Применение стволовых клеток

Можно ли восстановить речь после инсульта посредством стволовых клеток? Современная медицина доказывает, что с подобной терапией организм получает дополнительные душевные силы, у человека повышается стремление к выздоровлению, улучшается настроение. Максимальной результативностью данный метод обладает в том случае, если он был применен в первые дни после случившегося инсульта.

Как восстановить речь после инсульта стволовыми клетками? Такая процедура проводится при амбулаторном лечении. Требуется две процедуры, между которыми должен быть трехмесячный отдых. Лечение начинается с восстановления сосудов. Проводятся процедуры по устранению ишемии, атеросклероза и тромбоза, ликвидируются спазмы.

Сосуды приобретают эластичность, оптимизируется толщина их стенок и сами русла. В тех областях, где был закупорен и разорван сосуд, начинаются образовываться новые коллатеральные пути.

Речь после инсульта

Сроки восстановления речевой функции тесно связаны с площадью поражения нервных клеток в коре головного мозга, которые отвечают за речь. Чем обширнее повреждение мозга, тем более медленными темпами восстанавливается способность говорить. Если за год еще есть надежда вернуть утраченную речь, то со временем темпы реабилитации замедляются.

Организм человека, перенесшего инсульт, постепенно адаптируется к оставшимся дефектам в речи. Поэтому окружающие люди должны проявлять понимание. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы больной замкнулся в себе и был изолирован от людей. Чтобы восстановить утраченную функцию, человек должен больше общаться, принимать участие в различных обсуждениях, выполнять упражнения несложного характера.

Виды нарушения речи после инсульта

Любой вид нарушения речи после инсульта можно постепенно ликвидировать. Чтобы реабилитация проходила удачно и быстро, следует разобраться в специфике дефекта и правильно подобрать лечебную методику. Встречаются такие нарушения, как сенсорная и моторная афазия.

При моторной афазии речь воспринимается больным на слух и даже понятна ему. Однако для человека составляет огромную трудность произносить слова самостоятельно или формулировать мысли. Пациент с трудом читает и пишет. Чаще всего эти функции вовсе утрачиваются.

Что такое сенсорная афазия? Больной может бормотать что-то не подлежит его контролю. Навык чтения не утрачивается, но для пациента смысл написанного непонятен. Способность к написанию слов полностью отсутствует.

В результате перенесенного инсульта речи больного присуща сумбурность. При говорении он усиленно жестикулирует, включает экспрессивную мимику и множество различных интонаций. Человек пытается сформулировать свои мысли, но это у него не получается, так и подбор нужных слов утрачен. Пациент может проявлять агрессию, зачастую плачет. Состояние у него нервозное. После инсульта утрачивается адекватное восприятие окружающего мира.

Как проходит восстановление речи?

Как восстановить речь после ишемического инсульта? После стабилизации состояния больного врачи советуют незамедлительно приступить к мероприятиям, способствующим восстановлению навыков говорения. Чтобы темпы реабилитации были быстрыми, с пациентом должен работать профессиональный логопед, но психологическая поддержка родных людей также крайне важна.

Как восстановить речь после инсульта? Упражнения, разработанные специально для этой цели, широко применяются логопедами. Работа специалиста построена на поэтапном возвращении утраченной функции посредством разных заданий: работы с карточками, раскладывания детского лото, произношения слов по слогам и полностью. Врач может научить больного компенсировать недостаток словесного выражения жестами.

Занятия нельзя приостанавливать даже в том случае, если желаемый эффект долго не достигается. Рано или поздно упорные старания врача и пациента дадут свои результаты.

Как восстановить после инсульта средней тяжести речь? Рекомендации относительно того, как проводить упражнения по ее восстановлению, отличаются четкостью. Главной целью занятий является заставить клетки, расположенные в пораженной области мозга, выполнять утраченные функции. Это достигается посредством постоянных тренировок. Больному необходимо слышать живую речь. С ним следует постоянно общаться. Это поможет ему начать воспроизводить звуки.

Что касается произношения целых слов, то в случае полного отсутствия навыка говорения пациенту предлагается произносить отдельные звуки и слоги. С этой целью человеку говорят часть слова или фразы. При этом окончания не договариваются. Пациент должен сам их произнести.

Благотворное влияние на развитие способности к воспроизведению слов оказывает пение. Если петь больному и предлагать ему подпевать, то он намного быстрее восстановит речь. Такой метод отличается высоким уровнем эффективности.

Очень важным является восстановление способности произношения звуков. Возможно, человек способен разговаривать, но за счет сильного нарушения иннервации мимических и жевательных мышц происходит их застывание.

Упражнения для разработки мышц

Как восстановить речь после инсульта? В обязательном порядке требуется разработка лицевых мышц.

Пациенту предлагается:

  • складывать губы в трубочку;
  • оскаливать зубы;
  • максимально выдвигать язык вперед;
  • слегка прикусывать челюстями то верхнюю, то нижнюю губу;
  • облизывать губы языком в обоих направлениях.

Работа логопеда

После того как будет проведено обследование больного и определен тип афазии, следует немедленно приступить к занятиям с логопедом. Следует отметить, что у трети людей, перенесших инсульт, на момент выписки из больницы речь полностью восстановлена. Конечно, такое возможно, если в больнице имеется логопед, который проводит занятия с пациентом с первой же недели его болезни.

Что такое логопедия?

Логопедия — наука, занимающаяся изучением нарушений речи, разработкой путей их преодоления и предупреждения, методами коррекционной работы. Больные, которые даже после занятий с врачом выписываются с тяжелым нарушением речи, при последующей работе, проводимой с регулярностью, могут справиться с недостатками и приступить к работе.

Методы, применяемые логопедами

С самого начала логопедом проводится "размораживание" нарушенных на основе прежних стереотипов. Врач проверяет реакцию больного на слабые раздражители, к примеру приглушенное говорение. Работа построена про принципу нарастания уровня заданий от легких к сложным.

Здесь учитывается тот немаловажный нюанс, что подборка упражнений осуществляется индивидуально, с учетом степени поражения пациента. Принимается во внимание и тип афазии.

Для одного человека будет легко называть предметы, для другого - поддерживать диалог и т. д. Но нельзя постоянно давать легкие задания. Их сложность должна неуклонно расти.

Первое занятие не должно стать для пациента обременительным. В начале реабилитации рекомендуется использование материала, имеющего эмоциональную значимость для больного. Также подбирается и соответствующая смысловая нагрузка.

Что нельзя предлагать на начальных этапах лечения?

Проведение начальных этапов лечения имеет огромное значение. Не рекомендуется предлагать прорабатывать отдельные слова вне контекста и подключать звуки. Для восстановления речи логопедом должны быть созданы всяческие условия для того, чтобы больной как можно быстрее смог поддержать беседу.

Применение пения

После инсульта быстрее восстановить речь поможет пение. Занятия логопеда с включением элементов музыки дают положительные результаты. Если пациент затрудняется закончить предложение, которое начал логопед, то можно предложить прослушивание и пение любимых песен. Необходимо выяснить, какие песни любит и знает больной. В процессе пения слова сначала произносятся пациентом нечетко. Постепенно произношение их улучшается. Такое задание должно протекать в позитивной атмосфере. Больному оно приносит удовольствие.

Сразу после того как пациент сможет произносить слова, следует вызвать у него интерес к самостоятельным занятиям. К примеру, предложить ему вставить в предложения пропущенные буквы или предлоги.

Какие методы применяются для людей с сенсорной афазией?

Для людей с сенсорной афазией применяются наглядные материалы. Больному показывается картинка, которую предлагается срисовать, если это позволяет сделать его состояние. Затем называется слово, символизирующее изображение. Все действия, которые проводятся логопедом, сопровождаются доброжелательными спокойными комментариями: «Давайте поправим подушку», «Поднимите, пожалуйста, голову», «Теперь можете положить голову на подушку». Так можно восстановить речь после инсульта при наличии сенсорной афазии.

Больные с подобным нарушением плохо различают близкие по звучанию слова. Подходящим упражнением является применение рисунков. Пациент должен показать названный предмет. К примеру, выбираются такие пары созвучных слов, как "том — дом", "точка — почка" и т. п.

Продолжительность занятий

Продолжительность занятий и промежутки между ними зависят от индивидуальных возможностей пациента. Средним показателем является 7-15 минут. Через два месяца упражнения можно проводить в течение получаса. Следует также держать под контролем нагрузку речевого и слухового аппарата пациента.

В палате должно быть спокойно, не должно быть включено радио или телевизор.

Помощь логопеда на поздних этапах

Если помощь логопеда не была оказана в первые недели заболевания, то нарушения в речи отличаются стойкостью. И в этом случае восстановить утраченную функцию можно, но работать с больным должен афазиолог, который обладает своими методами.

Поддержка человека, перенесшего инсульт

Очень важно поддержание в больном оптимистического настроя. Персонал больницы, родственники пациента и логопед не должны дать почувствовать человеку, что он инвалид. Иначе человек замкнется в себе и воспримет болезнь как приговор. После инсульта эмоциональная восприимчивость пациентов слишком высока. будет в этом случае лучшим помощником в деле восстановления утраченной способности к говорению.

Можно ли проводить самостоятельные занятия под руководством близких людей?

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Самостоятельные занятия родственники могут проводить только с разрешения врача. Здесь важно не переусердствовать. Не следует излишне перегружать больного или же давать ему непосильные задания.

Родственникам зачастую не хватает терпения, и они хотят достичь желаемого результата в короткие сроки. Малая успешность в выздоровлении вызывает у них разочарование, которое выражается в мимике и жестах. Пациент, уловив такую реакцию близких людей, теряет оптимизм и впоследствии может отказаться от проведения лечения. Поэтому на занятиях с логопедом родственники пациента не присутствуют.

Важные замечания

Чтобы восстановить речь и память после инсульта, рекомендуется настойчиво заставлять больного проговаривать названия окружающих предметов. Доказано, что пациенты лучше запоминают предметы, нежели действия.

При общении с человеком, перенесшим инсульт, важно учитывать, что во время параллельного разговора нескольких человек больным плохо различаются звуки и слова.

Тем, кто перенес инсульт, нельзя осуществлять просмотр телевизора более 2 часов в день. Следует подбирать только спокойные К примеру, любителей спорта спортивная передача побудит к комментариям, что окажет свое воздействие на восстановление речи.

Народные средства

Могут ли восстановить речь после инсульта народные средства? Испытанным методом, употребляемым в народе, является использование нарезанной тонкими ломтями или натертой черной редьки. Ее следует держать во рту. При этом в ротовой полости возникает чувство жжения и покалывания. Также из редьки делается компресс. Его прикладывают к поврежденному лицевому нерву.

Заключение

В статье были рассмотрено, как восстановить речь после инсульта. Процесс этот долгий и кропотливый. Он требует усердия как пациента, так и врача. Терпение, поддержка близких людей, спокойный настрой и четкое следование рекомендациям врача помогут заболевшему человеку справиться с недугом.

Последние материалы сайта