Как приучить ребенка к чтению: советы психолога. Приемы мотивации чтения у детей

14.09.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Сегодня мы живем в мультимедийном мире ТВ и Интернета - это значит, что приоритет все чаще отдается аудиовизуальной информации, которая воспринимается легче, чем информация текстовая. Именно это, по мнению специалистов, методично убивает в детях и взрослых желание читать. Миллионы видеороликов на YouTube, всевозможные видеописьма и видеоинструкции, анимация, интерактив и многое другое приучают нас к мультимедийному стилю жизни и лишают воображения. Интернет-формат активно проникает и в печать: все больше становится изданий, в которых красивые картинки занимают 90% объема, а текст ограничивается короткими комментариями к ним.

Опаснее всего, когда такое мультимедийное мышление развивается с детства. Сегодня даже красочно оформленная бумажная книга с картинками уже не слишком привлекает ребенка - он подсознательно ждет от нее анимации в духе iPad, отклика на касание, забавных звуков. Не находя их, начинает скучать…

Вот что рассказала «МК» Виктория Пузач, учитель начальных классов московского ГОУ №1605, применяющая на уроках собственные методические разработки, повышающие скорость чтения:

Никто не обязывает родителей учить ребенка читать к поступлению в школу, но согласитесь: банальный здравый смысл подсказывает, что в 7 лет ребенок уже должен уметь это делать. Однако даже в столице в каждом новом наборе первого класса находится несколько детей, которые не умеют читать или читают очень плохо… И это не дети мигрантов, не дети из неблагополучных семей!

У меня есть девочка в классе, троечница по чтению. Спрашиваю у мамы: читали книги, заданные на лето?

Читали… Две…

Хотя вижу, что врет, - вообще ничего не читали!

Сейчас эта девочка и по математике на «тройки» скатывается, потому что без навыков нормального чтения ей сложно понимать задачи, выстраивать в голове картину задания…

По словам учительницы, низкие темпы чтения в младших классах вызывают проблемы с устными предметами и пересказом в средней школе. Дети, которые мало читают, не могут справиться с простейшим заданием - подобрать к слову однокоренное слово: у них просто не хватает словарного запаса!

Интересно, что департамент образования заботится о качестве навыков чтения, получаемых детьми в школе, но как-то очень странно, - продолжает Виктория Спартаковна. - От учителей начальных классов регулярно требуют отчеты: какую скорость чтения демонстрируют их подопечные? Эти отчеты вывешиваются на сайты школ, там их изучают методисты департамента образования по полугодиям, оценивая скорость чтения вслух - количество слов в минуту. К примеру, четвероклассники на «пятерку» должны продемонстрировать скорость 120 слов в минуту, на «четверку» - 90, на «тройку» - 70 слов. Вот только понимание смысла практически не контролируется: 1-2 вопроса, которые надо задавать по прочитанному тексту, этого не покажут!

В средних классах встает другая проблема: дети читать не хотят. Они справляются со школьной программой, но не желают выходить за ее рамки. В результате у ребенка не развиваются словарный запас и речь, образное мышление и эрудиция… И тут уже требуются существенно большие усилия, чтобы подать чтение как интересное и захватывающее занятие.

Например, существует методика привлечения детей к чтению через театральные постановки по программной и внепрограммной литературе. В школе №1148 им. Ф.М.Достоевского давно и успешно ведется сотрудничество с разными театрами, в рамках которого артисты ставят адаптированные для школьников спектакли.

Эти спектакли сделаны интерактивными: дети общаются с героями действия, задают вопросы по ходу постановки, - рассказала «МК» директор Елена Косарихина. - В результате после спектаклей у ребят возникает множество вопросов, которые стимулируют пойти и взять книгу-первоисточник. «Прощание с Матерой» Распутина, «Преступление и наказание» Достоевского, для малышей - «Мальчик у Христа на елке» - это тоже Достоевский… И мы видим, что даже традиционно считающийся тяжелым Федор Михайлович может восприниматься детьми без усилий. После спектаклей дети массово идут в библиотеку, чтобы уже в спокойной обстановке прочитать оригинал, прочувствовать идею автора и т.д. Подобное сотрудничество с театрами доступно любой школе и очень эффективно в плане прививания детям любви к чтению.

Директор ГОУ Центр образования №686 Сергей Казарновский тоже применяет аналогичные методики, тем более что театральный уклон его школы к этому просто обязывает:

Мы приглашали театральных артистов, которые не играли спектакль, а просто читали детям вслух - читали классику. И после этого в школьную библиотеку обратилось больше десятка учеников за книгой, которую им читали, - библиотека даже не смогла их всех удовлетворить, потому что у них оказалось всего несколько экземпляров! Сейчас мы готовим то же самое для младших классов - ожидаем аналогичного эффекта. А вообще я всем, в первую очередь родителям и учителям младших классов, рекомендую книгу замечательного французского писателя и педагога Даниэля Пеннака «Как роман». Книга учит любить чтение, она написана невероятно живым и убедительным языком - после нее взгляд на чтение буквально преображается!

Современному человеку сегодня также необходимо уметь читать продуктивно, много и быстро, накапливая знания, систематизируя их в голове и мгновенно извлекая при необходимости. Поэтому методики быстрого чтения по идее должны становиться все более актуальными в нашем переполненном информацией мире вообще и для школьников накануне выпускных экзаменов и поступления в вузы в частности.

Педагоги и методисты считают тренинги быстрого чтения неприемлемыми для младшеклассников, поскольку дети могут научиться шустро бегать по тексту глазами, но фактически «вхолостую», не извлекая основные мысли, не запоминая факты. Но и со старшими детьми тоже не все просто.

По словам Виты Кириченко, преподавателя русского и литературы гимназии №1520, удостоенного звания учителя года-2012, скорочтение - палка о двух концах:

Пользу оно, без сомнения, приносит, но, сосредоточившись на нем в юном возрасте, ребенок рискует лишиться понимания красоты и полноты языка!

А Ольга Брюханова, преподаватель литературы школы №947, вообще уверена в том, что при нынешнем катастрофическом уровне навыков чтения у современных школьников скорочтение должно находиться на последнем месте:

Сегодня многие старшеклассники читают так плохо, что на выпускных ЕГЭ долго не могут понять условие задачи по математике! А при исключении литературы из списка экзаменов и вовсе произойдет катастрофа!

Впрочем, если ученик читает хорошо - извлекая смысл из текста и правильно расставляя акценты, - вполне возможно начать применять эффективные методики быстрого чтения.

Самая ранняя программа для обучения быстрому чтению ориентирована на детей 10-11 лет, - сообщил «МК» Олег Андреев, разработчик методик быстрого чтения. - Есть и программы для следующих возрастных групп, никаких препятствий для применения их в школах я не вижу.

Самое главное - следует помнить: ответственность за овладение детьми самым важным умением - умением воспринимать текстовую информацию - ложится не только на учителей, но и не в меньшей степени на родителей. Если учитель понимает первостепенную важность чтения и сделал все что мог, то родители ни в коем случае не должны расслабляться. В дошкольном и младшем школьном возрасте тяга к чтению лучше всего прививается методом «…на самом интересном месте!», когда, начав читать ребенку вслух интересную книжку, мама или папа внезапно уходят «по делам», и ребенок вынужден добираться до конца сказки самостоятельно. И, конечно же, ограничивать просмотр телевизора и компьютерные игры: большинство специалистов сходятся на том, что до 5-6 лет лучше вообще обходиться без этих достижений цивилизации.

Ну и, конечно же, лучшим средством убеждения был и остается личный пример. Если родители постоянно читают книги и прессу, это мощно мотивирует ребенка с самого раннего детства. Надеяться, что дети вырастут читающими в семье, где постоянно включен телевизор, не приходится…

СПРАВКА "МК"

Средняя скорость чтения взрослого человека - 200-400 слов в минуту. Считается, что со скоростью более 4000 слов в минуту мог читать Максим Горький, около 2000 слов - Наполеон, 1000 слов - Рузвельт. В 1994 году россиянка Светлана Архипова продемонстрировала по методике быстрого чтения скорость в 60 000 знаков в минуту (примерно 10 000 слов), что было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

апример, парень интересуется компьютерами - купите ему фантастику про компьютерные миры и как бы невзначай положите на видное место. Скорее всего, книга не останется незамеченной. Дочка вся в мечтах о романтических приключениях? Тогда подойдет И.Бунин. И пусть вам не кажется, что рановато читать в 12 лет о любви. В самый раз! Нравится подростку история - выберите хороший исторический роман, желательно, соответственно школьной программе.

И не стоит выбирать слишком сложные произведения, иначе от непонимания ребенок разочаруется в чтении. Что, собственно, в основном и происходит в школе. Пусть для начала это будет что-то модное, современное, к Достоевскому придете позже.

Читаем вместе с подростком

Сначала желательно, чтобы вы, родители, сами прочитали книгу, которую выбрали для ребенка, а потом в непринужденной беседе рассказали бы какой-то интригующий эпизод. Причем спровоцируйте подростка на дискуссию: скажите что-то, что противоречит его взглядам. В беседе предложите прочитать ту самую книгу.

Привейте подростку любовь к чтению, играя с ним в «угадайку». Например, читаете вместе детектив до определенного места, потом - угадываете развязку. Дочитываете и выясняете, кто победил. Можно и приз назначить. То же самое можно проделать и с романом, и с фантастикой, и с фэнтези.

Предложите ребенку посмотреть фильм, снятый по книге, пойти на спектакль, поставленный по пьесе. Затем можно сравнить увиденное с оригинальной книгой. Мол, а в книге все было совсем не так. Это сработает, если фильм или спектакль зацепили.

Ответьте подростку на вопрос «Зачем надо читать книги?» Расскажите, что дает книга подросткам. Во-первых, чтение книг - это словарный запас. А словарный запас поможет побеждать в спорах. Книга научит красиво говорить и облачать свои мысли в яркие доводы. Это может сработать, ведь подростки - большие спорщики. А еще книги - это отличная языковая практика. Если есть проблемы с грамотностью, то чтение книг поможет. А, как известно, грамотная речь и умение писать выгодно отличают любого человека.

Ну и отличным стимулом для подростка начать читать книги может стать новенькая электронная книга. Да, дорого! Но вы же хотите, чтобы подросток читал книги?!

Совет родителям не читающего подростка от читающего подростка: многие родители уверены, что современные книги все поверхностные, одноразовые и читать их чуть ли не стыдно. На самом родители ошибаются в этом вопросе. За последние годы появилось много книг более увлекательных и при этом столь же ценных с литературной точки зрения, как и те, что помнят родители из своего детства. И выходят именно те книги, которые известны и любимы в мире многие годы, а у нас они издаются только сейчас.

Как убедить своего малыша, что читать необходимо? Следует ли тратить время на разговоры или следует ребёнка просто заставить читать? Что делать родителям, у которых опускаются от отчаяния руки? Попробуем порассуждать на эти темы. Мы подготовили перечень самых важных рекомендаций, как заставить ребенка читать и стоит ли это делать:

1) Современный мир

Читать книги - это прекрасно. Однако не следует не забывать, в какое время мы живём. Ещё каких-то десять лет назад информация воспринималась совершено по-другому. Раньше чтение книг, газет, журналов являлся основным способом получения информации. Сегодня же практически любую информацию мы получаем из Интернета. Поэтому часто требования родителей относительно чтения не совсем адекватны, поскольку мамы и папы не учитывают современного ритма жизни.

2) Подмена смыслов

Довольно часто в своих ожиданиях мамы и папы слишком эмоциональны. В строгих и докучающих нотациях могут проскакивать выражения: «если ты не будешь читать, то вырастешь неудачником…». Это подмена понятий. Родителям стоит делать правильные акценты «читать - это увлекательно и интересно», на выходе получаем: «читать - это правильно, необходимо».

Если родители в своих воспитательных процессах не поменяют «минус» на «плюс» (недовольство и критику на поощрение), у ребёнка появиться комплекс «не соответствия ожиданиям», а сам факт чтения превратиться в «пунктик», который вызывает напряжение и протест. Тогда уже точно придется постоянно заставлять ребенка читать и ни к чему хорошему это не приведет.

3) Переутомление

Не секрет, что современные дети подвержены бОльшим умственным нагрузкам, чем предыдущие поколения. Сегодня наблюдается общая тенденция нагнетания обстановки как вокруг чтения, так и вокруг подготовки детей к школе. Малышей чуть ли не с пелёнок заставляют зубрить букварь и читать по слогам. Из-за этой гонки на опережение, в жизни современного малыша обучение стало занимать слишком много времени, а требования мам и пап постоянно растут. Родители часто навязывает ребёнку сугубо своё видение мира, наивно полагая, что, если ребёнок умеет читать, к школе он точно готов. Это огромное заблуждение. Чтобы подготовить малыша к школе, родителям следует уделять больше внимания общему развитию малыша: мелкой моторике, физической подготовке, логике мышления, психологической адаптации к социуму. И тогда умение, и желание читать приложится само по себе.

4) Читающие родители

Для правильного приобщения ребёнка к чтению крайне важна общая домашняя атмосфера. Если малыш видит, что домочадцы проводят свободное время у телевизора, сложно представить, что крохе захочется самостоятельно взять в руки книгу. Поэтому в этом процессе очень важен личный пример. Во время обучения чтению необходимо изолировать все отвлекающие факторы, исключением разве что может являться негромкая классическая музыка, заранее подобранная специально под сюжет книги.

5) Диафильмы

Хорошим мотиватором для приобщения к чтению послужат диафильмы, которые помогут заинтересовать самого непоседливого читателя. Сама атмосфера таинственных приготовлений, волшебный луч диапроектора и белый экран настроят ребёнка на что-то волшебное и увлекательное. Яркие кадры «мультика на стене» более живые и насыщенные, чем рисунки на страницах книг. А небольшие подкрепляющие тексты не вызовут переутомления и скуки.

6) Читаем вместе

Еще одним верным способом является совместное чтение книг перед сном (например 20-30 минут). На первых порах вы сами читаете ребенку захватывающую литература, но на самом интересном месте останавливаетесь со словами: «Ой, наше время читать вышло. Что будет дальше мы узнаем завтра». Таким образом у ребенка появляется интерес и интрига к продолжению и самостоятельному прочтению вне положенного времени.

А самое главное - родителям следует быть более терпеливыми и внимательными, и тогда Ваш ребёнок свои первые шаги в огромном литературном мире сделает легко и с удовольствием.

Сергей Василенков для Женского журнала "Прелесть"

Прежде всего, давайте разберемся в причинах отсутствия у ребенка интереса к книгам. Чаще всего главной проблемой является отсутствие должного примера. Если родители вместо чтения сидят за компьютером, телевизором или в смартфонах, то и ребенок пойдет по этим стопам. Необходимо быть для ребенка главным примером! В свободное время отложите телефон и возьмите в руки книгу.

Возможно, вы требуете от своего ребенка слишком многого для его возраста. Если у ребенка только-только начал формироваться навык чтения, прививать ему любовь к чтению абсолютно бессмысленно. О каком сюжете может идти речь, если пытаешься хотя бы собрать буквы в слово? Для начала нужно развить навык чтения практически до совершенства.

Иногда для детей чтение является настоящим наказанием . Ведь так часто родители ставят условие: пока не прочитаешь хотя бы главу, гулять не пойдешь! Можно ли это расценить как-то ещё, кроме угрозы или наказания? О таких фразах лучше забыть, чтобы в будущем ребенок не воспринимал чтение как пытку.

Как же привить любовь к чтению?

Про самый главный способ привить ребенку любовь к книге уже говорилось выше – продемонстрируйте эту любовь на своем примере . Кроме того, вы можете читать с ребенком одни и те же книги, чтобы после прочтения увлеченно их обсудить.

Возможно, ваш ребенок ещё просто не нашел «свою книгу» . Помните, как вы полюбили читать? Наверняка не с первой книги, а «той самой», которая смогла зародить любовь к чтению. Помогите ребенку найти подходящий жанр. Рассказывайте о книгах, которые вы любили в детстве, заведите дома библиотеку интересных детям книг, предлагайте их ему, описывайте.

Разрешите ребенку не дочитывать некоторые книги . Не нравится книга из школьной программы? Если это не происходит с каждой книгой, то беды в этом никакой нет. Вспомните себя в школе. Мало найдется детей, которые с удовольствием читали абсолютно каждое произведение школьной программы. Если книга не идёт даже через силу, то можно её отложить. Возможно, ребенок вернется к ней позже, когда «созреет» для произведения.

Что делать, если ребенок всё время перечитывает одну и ту же книгу и к другим не приступает? Прежде всего, радоваться, что книга его захватила. Это тот самый старт, та самая точка отсчета любви к чтению. Если он читает её второй или третий раз, ничего страшного в этом нет. Попробуйте предложить ему другие книги похожей тематики, расскажите про них, заинтересуйте его. Если ребенку понравилась одна книга, то он обязательно перейдет и к другим.

Научить ребенка любить книгу и уметь наслаждаться чтением – одна из важных задач правильного воспитания. Человек, воспитанный на книгах, имеет широкий кругозор, может красочно описать словами свои впечатления, увлечь собеседника запасом знаний и никогда не станет скучать в одиночестве.

Когда же стоит приучать ребенка к чтению? Детские психологи рекомендуют начинать прививать ребенку любовь к книгам с раннего дошкольного возраста и продолжать работать в этом направлении до 7-8 лет, однако, наиболее благоприятен возраст от трех лет. Важно подбирать литературу, соответствующую годам – сначала простенькие сказки, затем – рассказы детских классиков.

Как известно, не все дети любят читать книги. Почему так происходит – задаются вопросом многие родители

Почему ребенок не любит читать?

В процессе работы с ребенком многие мамы и папы сталкиваются с трудностями. Иногда малыш выказывает неприятие и отказывается учиться читать. Причин подобных проблем может быть несколько, поэтому стоит разобраться в них тщательнее:

  • Некоторые дети не привыкли читать с родителями. Быть может, они еще не научились получать удовольствие от чтения.
  • Дошкольнику, проводящему много времени за компьютером, достаточно трудно получить наслаждение от умственной работы, которую предлагает литература. Он привык получать информацию без усилий определенных участков мозга – красочная виртуальная реальность дает возможность сразу окунуться в созданный художником мир.
  • Проблема отцов и детей сегодня особенно актуальна. У взрослых существуют устойчивые представления о жизненных приоритетах, а дети создают собственную картину мира, получая информацию из телевидения и интернета. То, что старшее поколение считает важным, интересным, младшим представляется неактуальным.
  • В современном обществе в процессе общения принято широко использовать слова, обозначающие действие. Глаголы вытеснили прилагательные, которые делали речь более яркой, насыщенной и эмоциональной. Есть мнение, что та литература, на которой выросли сегодняшние родители, их детям кажется неинтересной и слишком унылой.


В современном обществе многие дети не любят читать книги. Причиной этого может стать пример взрослых

Азы книгочтения

Слово «книга» в современном языке охватывает очень широкий круг понятий. Существуют бумажные издания, есть экземпляры, представленные в электронном виде – документальном или аудио. Однако мы будем говорить о классическом варианте текстовой информации – книге, отпечатанной в типографии.

Психологи считают, что ребенка нужно приучать к чтению, начиная с традиционных детских изданий – с картинками, крупными буквами, которые можно листать и знакомиться с ними не только посредством визуального восприятия. Здесь важен комплекс ощущений – тактильных, слуховых и зрительных.

Также мы хотим предостеречь взрослых от настойчивых попыток усадить малыша с книжкой, посредством психологического давления, крика или шантажа. Как заинтересовать ребенка чтением? Важно создать правильный настрой, сделать так, чтобы ребенок сам захотел провести время с книгой. Пусть сначала это будет лишь пару минут, постепенно ваш воспитанник станет выделять больше досуга для чтения. Существует лишь два основных способа создания нужного настроя:

  • желательно, чтобы книги находились в зоне доступа ребенка;
  • взрослые должны регулярно пользоваться домашней библиотекой, показывать детям, что читать – это нормально.

Домашняя библиотека

Советы психологов однозначны: важно, чтобы ребенок видел книги с детства и воспринимал их как часть своей жизни. Пусть сначала у него появятся книжки-игрушки, в которых страницы выполнены из очень плотного картона, а картинки забавные и красочные. Чуть позже он возьмет в руки сборники сказок в плотном переплете, детскую энциклопедию или букварь.



Начинать читать книги ребенку нужно как можно раньше. Яркие иллюстрации, забавные картинки заинтересуют даже самого большого непоседу

Однако нужно также прививать малышу уважение к книгам, не разрешать портить их, рвать и калечить. Отличным способом воспитать бережливое отношение к библиотеке будут сеансы скорой помощи. Можно привлечь сына или дочь к простой, но интересной работе: склеиванию порванных страничек, или попросить стереть ластиком карандашные пометки с полей.

Постоянный доступ к домашней библиотеке – важный элемент воспитания. Однако большинство родителей игнорирует этот факт. Об этом говорят и результаты исследования, из которых следует, что больше 60% населения желает привить своим детям любовь к чтению. При этом почти все респонденты признались, что не покупают и не хранят книги в своем жилище.

Чтение – важная часть жизни

Теперь подробнее остановимся на втором утверждении – о том, что взрослые должны сами любить читать, чтобы научить этому своего ребенка (см. также: ). Известно, что дети, которые любят читать, растут в тех семьях, где чтение является важной частью жизни. Из этого можно сделать вывод – нужно показывать своим отпрыскам личный пример того, как проводить свой досуг. Если папа все свободное время посвящает компьютеру – его сын тоже будет играть в компьютерные игры. Тот отец, который каждый вечер открывает книгу, имеет шанс вырастить читающего человека.

Приучение ребенка к чтению – хорошая возможность пересмотреть свои привычки и приоритеты. Часто люди находят оправдание отсутствию в их жизни книг. Дескать, есть более важные дела, которые не дают возможность выделить пару десятков минут на литературу. Дети берут пример со старших и тоже в собственном списке важных дел отводят чтению одну из самых нижних позиций. У малыша тоже есть множество ежедневных задач, обязанностей и любимых занятий – мультфильмы, игры, компьютер, рисование и т.д.



Дети очень любят, когда именно папа читает им книгу

Формирование привычки

Психологи советуют создать ежедневный ритуал, который приучит ребенка к тому, что книга – обязательная часть его жизни. Желательно выбрать время, в которое сын или дочь сможет каждый день открывать новую страницу. Удобнее всего выделить несколько минут перед сном.

Очень хорошо, если вечернее чтение станет любимой традицией, временем, которое ребенок будет предвкушать в течение дня. Главное – не отступать от формирования привычки, день за днем регулярно устраивать небольшие сеансы семейного чтения. Совсем скоро родители могут заметить, что их чадо готовиться к вечерним сеансам и заранее подбирает интересную литературу.

Можно попробовать читать вслух при ребенке то, что интересно маме или папе. Пусть малыш с раннего возраста привыкает к тому, что чтение может быть занятием совместным. Быть может, его заинтересует сюжет и он захочет узнать, что же произошло дальше. Нужно поощрять его интерес и давать возможность послушать подольше. Иногда уместно использовать чтение, как награду или приз за хорошее поведение, за помощь родителям по дому. У ребенка будет формироваться правильное и естественное отношение к этому занятию.

Иногда ребенок, несмотря на все усилия старших, не хочет читать. В самых сложных случаях стоит сделать перерыв и попытаться заинтересовать своего дошкольника снова через пару месяцев. Также можно попробовать найти дополнительную мотивацию, действуя мягко, но настойчиво:

  • Желательно использовать время для чтения тогда, когда ребенок спокоен, здоров. Не стоит бегать за ним с книгой, если малыш носится по квартире, и настроен играть в активные игры. Психологи советуют сначала немного отвлечь чадо, успокоить его, а затем попытаться заинтересовать сюжетом новой книги.
  • Очень важно, чтобы книга, которую мама читает дочери или сыну, вызывала интерес и у нее. Увлеченность родителей передается и детям, а скучный рассказ вызовет зевоту у мамы, которая передастся и малышу.


Сказки, читаемые малышам, должны быть интересны и взрослым

Развитие фантазии и артистизма – элементы мотивации

Чтобы завлечь ребенка чтением, нужно провоцировать его фантазировать самому. Пусть он придумывает продолжение любимым сказкам или же по-новому пересказывает знакомые сюжеты:

  • Для начала можно рассказать ему что-то интересное, что могло бы произойти с персонажем прочитанной сказки или повести. Затем вовлечь чадо в игру, спросить, что, по его мнению, будет дальше.
  • Детские стихотворения – еще один кладезь полезных навыков. Желательно чаще читать детям рифмованные строчки и просить повторить, чтобы стихи запоминались. Простенькие четверостишия помогут ребенку сформировать, и развить умение пересказывать информацию. Что в последующем позволит ему красиво и складно излагать более сложные речевые конструкции. Такая тренировка пригодится и в учении, ведь в школе требуется отвечать у доски, пересказывая выученный урок.
  • Многие детские сказки легко озвучивать в виде диалога. Можно попытаться вместе с ребенком разыграть знакомые сюжеты из прочитанных книг, распределив между собой роли. Детям очень нравятся такие игры, и они часто демонстрируют неожиданный артистизм.

Книга учит, воспитывает, а дети наиболее восприимчивы к ее науке. Любите книги, берегите их. Вкладывайте в своих детей уважительное отношение к слову. Тогда они вырастут всесторонними людьми с широким кругозором и умением принимать правильные решения. Пусть книга станет ребенку другом, помощником и даже партнером для игр. Помогите ему познать огромный мир, который дарит хорошая литература.

Последние материалы сайта