Кризис двух лет. Кризис двухлетнего возраста Что делать если у ребенка 2 лет

02.08.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Что должен уметь ребенок в 2 года? Он умело управляет телом, благодаря достаточно развитой координации и равновесию, и это приносит ему радость. Двигательная активность в этом возрасте становится «топливом» для познания мира, развития интеллекта, психоэмоциональной сферы.

В 2 года малыш вполне самостоятелен и может себя обслужить в быту. К этому возрасту он умеет мыть руки, вытираться полотенцем, пить из чашки, не проливая жидкости, аккуратно есть, также пробует одеваться и раздеваться, надевать и снимать обувь. Все эти действия требуют контроля и помощи со стороны взрослых. Конечно, быстрее будет, если мама сама вымоет руки, покормит, оденет. Но психологи рекомендуют поддерживать инициативу маленьких детей при освоении повседневных навыков. Пусть будет потрачено больше времени, но малыш получит свой личный, бесценный опыт.

Оценка умений и навыков по «мюнхенской диагностике»

«Мюнхенская функциональная диагностика развития» - официальное международное исследование психомоторного развития детей до 3 лет. Эта работа вышла в свет в 1997 году в Мюнхене, но и сегодня не утратила своей актуальности. Книга пользуется популярностью у педагогов и врачей. В ней нет сложных медицинских и научных терминов, поэтому родители также могут изучать эту книгу и применять полученные знания на практике. Что должен уметь ребенок в два года согласно функциональной диагностике?

  • Умеет ходить на носочках без поддержки.
  • Может стоять на одной ноге несколько секунд.
  • Подпрыгивает на двух ногах, делает прыжки вперед и в сторону.
  • Поднимается на несколько ступеней, держась за опору.
  • Открывает двери, поворачивает ручку, может открыть засов.
  • Нанизывает крупные бусины на шнурок.
  • Рисует круги и спирали.
  • Может удерживать большим и указательным пальцем мелок.
  • Умеет закручивать и откручивать крышку флакона.
  • Строит башни из кубиков и выстраивает их в ряд.
  • Ловко бросает, пинает мяч.
  • Знает названия животных и геометрических фигур.
  • Сортирует предметы по величине и цвету.
  • Поет песенки, рассказывает стихи.
  • Вербально выражает требования, просьбы, отказ.
  • Произносит первые короткие предложения из двух, трех слов.
  • Знает основные части тела.
  • Разграничивает холодное и горячее, легкое и тяжелое, большое и маленькое.
  • Распознает животных, транспорт, игрушки на картинке.
  • Разграничивает движения: летит, едет, плывет.
  • Понимает пространственные предлоги и наречия: в/на, под/за, внутри/снаружи, рядом/позади.
  • Играет с ровесниками, осознает элементарные правила игры (например, очередность: один раз я, один раз - кто-то другой) и придерживается их.
  • Умеет проявлять сострадание - жалеет, гладит.
  • Выражает вербально эмоции, желания от 1-го лица («я»), может говорить о себе в 3-м лице, называя себя по имени (Саша хочет пить).

Двигательная активность

В психологии период от 1 до 3 лет называется «ходячим детством». Главный двигательный навык этого возраста - ходьба. Как усовершенствуется это умение? Что еще должен уметь малыш в 2 года, перемещаясь в пространстве?

  • Ходьба. Малыш перемещается быстро и довольно уверенно. Он способен резко останавливаться и менять направление. Умеет двигаться задом и боком. Также с ходьбой сочетаются другие виды движения: ребенок может наклониться, присесть, повернуть голову или корпус, встать на цыпочки, поднять руки, держать предмет в руках во время движения. Походка малыша совершенствуется: он уже не делает широкие и неуклюжие шаги, руки опускает вниз, не раскачивается из стороны в сторону, ноги ставит прямо.
  • Прыжки и бег. Эти навыки только формируются. Ребенок в этом возрасте легко теряет равновесие из-за непропорциональности в теле (центр тяжести у него смещен вверх). Также можно заметить, что малышу при беге трудно изменить траекторию и остановиться. При быстром беге ребенок часто падает, спотыкается.
  • Ползание и подъем по ступеням. На детских площадках излюбленным местом для игры становятся лестницы. «Ходячие дети» любят преодолевать препятствия и покорять вершины. Нужно всячески поощрять эти двигательные навыки. По ступеням ребенок может не только подниматься, но и спускаться. Правда, его нужно подстраховывать, особенно на спуске.
  • Езда на трехколесном велосипеде. Крутить педали в 2 года - серьезное достижение, которое требует мышечной силы и координации. Обычно этим навыком дети овладевают к 2,5-3 годам.

Дети в 2 года получают огромное удовольствие от движения. Как правило, малышей этого возраста не нужно мотивировать к двигательной активности. Нельзя подавлять их желание бегать, прыгать, ходить. Можно заметить, что малыши лучше управляют руками и ладонями. А вот ноги и стопы не хотят «покоряться» столь быстро.

Совершенствование мелкой моторики

Мелкая (тонкая) моторика - движения кистей рук и пальцев. Мелкая моторика важна для развития интеллектуальной, мыслительной деятельности. В этом возрасте уже явно определяется рабочая рука, в большинстве случаев - правая. Все движения правой рукой у малыша получаются более точными и ловкими. Но рекомендуется нагружать и развивать обе руки, при этом не переучивать левшу. При манипуляциях с предметами дети этого возраста могут уже оценить их вес. Иногда эта оценка бывает ошибочной: все большие предметы кажутся им тяжелыми, а маленькие - легкими. У двухлетнего ребенка отлично развит «щипцовый захват» - способность брать небольшие предметы указательным и большим пальцем. В этом возрасте малышу уже интересны игры-шнуровки, нанизывание предметов, рисование и лепка, пальчиковые игры. Подробнее о мелкой моторике и развитии ребенка в 2 года читайте в другой нашей статье.

Есть ли разница в психомоторном развитии мальчика и девочки

Двухлетний мальчик и девочка могут отличаться по росту и весу. Масса тела у мальчиков примерно составляет - от 12 до 13,5 кг, а у девочек - от 11,5 до 13 кг. Средний рост двухлетних мальчиков - от 84 до 89 см, а девочек - от 83 до 87,5 см. Мышечной массы у мальчиков больше, они заметно крепчают по сравнению с девочками. Также можно уже наблюдать некоторые гендерные различия в поведении: мальчики более активны и подвижны, девочек занимает мелкая моторика, в их движениях больше осторожности. Но на тип поведения в большей степени влияет темперамент, воспитание, гены, нежели пол.

Подробнее о формировании навыков личной гигиены

Гигиенические навыки ребенка в 2 года формируются при педагогических усилиях.
К чему нужно приучать малыша?

  • Мыть руки с мылом.
  • Умывать лицо.
  • Чистить зубы.
  • Принимать душ.

Болезненная для многих родителей тема - приучение к горшку. Естественным путем этот навык формируется с 18 по 28 месяцев. При этом управлять кишечником дети учатся гораздо раньше, чем мочевым пузырем. Легче контролировать мочевой пузырь в период бодрствования, чем во сне. В 2 года дети чаще всего остаются сухими на протяжении дня, а ночью спят в подгузнике. Какие рекомендации дают психологи, когда у малыша формируется навык управления мочевым пузырем?

  • Не наказывать детей, не ругать, не стыдить за «мокрое дело».
  • Не оставлять без реакции, но и не слишком акцентировать внимание малыша на проблеме.
  • Ребенок должен осознавать, что мокрые штаны - это неуютно и некомфортно, а взрослые ходят в туалет на унитаз.
  • Если малыш проявляет желание сесть на горшок, нужно за это хвалить.
  • Любая попытка малыша проконтролировать мочеиспускание (пусть и неудачная) также должна приветствоваться.

Психологи утверждают: чем больше напряжения и тревоги у родителей по поводу «мокрой темы», тем дольше дети писают в штаны. Важно оставаться уравновешенным и принять ситуацию. Ведь если двухлетний малыш писает в штаны - это не отклонение от нормы. У кого-то этот навык формируется быстро и рано, а кому-то требуется больше времени.

Знакомство с окружающим миром таит в себе много опасностей для здоровья и жизни. В первую очередь нужно учить малыша пониманию личной безопасности. В этом возрасте должен быть категоричный и понятный ребенку перечень запретов. Электропровода, острые, мелкие, тяжелые, горячие предметы, лекарства, моющие средства, косметика, движущийся транспорт, высокие лестницы, бездомные животные - все это потенциальное опасности, о которых нельзя забывать.

Восприятие мира

Познание и восприятие мира происходит при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. У кого-то из детей сильнее работает зрительный канал, у кого-то - слуховой, у кого-то тактильный.

  • Зрение. Дети этого возраста хорошо владеют зрительной координацией и могут наблюдать за перемещением предметов вблизи и вдали. Также в 2 года дети умеют отличать горизонтальные и вертикальные линии. Зрительное восприятие становится одним из ведущих в этот период. Мир - это то, что двигается, меняется, имеет разные формы, цвет, размеры. В этом возрасте дети пока не способны одновременно видеть целый образ и отдельные его части. Например, если ребенок окажется в толпе, ему трудно будет среди множества лиц быстро найти лицо родного человека.
  • Слух. Дети чутко реагируют на интонации голоса. Именно слух дает возможность постигать родную речь с первых дней жизни. Если у малыша есть какие-то проблемы со слухом, это может негативно отразиться на его речевом, психическом развитии.
  • Тактильные ощущения. Всем малышам приятно, когда их гладят. Тактильный контакт с родными людьми в этом возрасте крайне важен. Он дает чувство защищенности и безусловной любви. Тактильная чувствительность пальчиков и ладоней также полезна для интеллектуального развития ребенка. Малыш сравнивает предметы, дотрагиваясь к ним, и различает: холодное, горячее, теплое, мягкое, твердое, шершавое, колючее. Также он уже может вербализовать свои ощущения, когда исследует разные предметы.
  • Вкус и обоняние. Этим двум органам чувств почему-то придается меньшее значение в процессе познания мира по сравнению со зрением, слухом, осязанием. Хотя влияние вкуса и обоняния на восприятие также важно и часто зависит от культурных традиций страны или отдельно взятой семьи. Во Франции, например, развитие вкусовых и обонятельных рецепторов считается важной ступенькой в психоэмоциональном развитии младенцев. О питании ребенка в 2 года и приобщении к гастрономической культуре читайте в другой нашей статье.
  • Эксперименты с окружающим миром. Когда малыш начинает уверенно ходить, у него освобождаются руки. Ведь раньше ему приходилось задействовать их, чтобы держаться и не падать. Теперь руки свободны и готовы брать все, что попадется на пути. Руками можно хватать, бросать, лепить, есть, рисовать, открывать, закрывать, откручивать и еще совершать много других полезных и творческих действий.

Чем больше информации о мире малыш получает из разных источников, тем активнее и успешнее развиваются его интеллектуальные способности. Малышу очень важно получать ощущения, чувства, эмоции. Они стимулируют познавательную активность и осознание собственного «я».

Речевое развитие ребенка в 2 года

В 2 года малыш умеет не только произносить отдельные слова, но и говорит первые простые предложения. Какие особенности развития речи в этом возрасте?

  • Значительно увеличивается пассивный словарный запас.
  • Характерен краткий «телеграфный стиль» в высказываниях: нет падежных форм и предлогов, чаще употребляется существительное и глагол.
  • Дети могут давать названия группам предметов.
  • Перекручивание слов, употребление неправильных синтаксических конструкций.
  • 50% слов активного запаса - имена существительные.
  • Около 15% слов - глаголы и специфические детские слова, описывающие действие.
  • Прилагательных в лексике малыша немного - около 10%, детям пока трудно описывать признаки предмета.
  • Появляются функциональные вопросительные слова: что? кто? где? (время «почему» пока еще не наступило).
  • Часто встречаются слова, выражающие личное, социальное отношение: «дай», «хочу», «да», «нет», «не буду», «сам», «пожалуйста», «спасибо».
  • Речь сопровождается мимикой и жестами.
  • К 2 годам у детей насчитывается около 200 слов в лексиконе.
  • Понимают дети в этом возрасте гораздо больше, чем могут сказать.

Языковая среда стимулирует речевое развитие двухлетнего малыша. Общение, чтение книг, слушание песен и аудиосказок помогают ребенку освоить богатство родного языка.

Что может ребенок в 2 года? В первую очередь малыш стремится проявить свою самостоятельность в повседневных навыках: умывается, одевается, ест, пьет, играет, садится на горшок. Главное достижение в крупной моторике - уверенная ходьба, прыжки, спуск и подъем по ступеням, стояние на одной ноге. Также совершенствуется мелкая моторика, богаче становится восприятие мира, речь приобретает коммуникативную функцию.

Распечатать

В этой статье:

Развитие ребенка в 2 года и 2 месяца происходит достаточно активно. Малыш в этот период особенно любознательный, старается увидеть и услышать как можно больше, чем нередко доставляет родителям хлопоты. Уследить за чадом после двух лет становится все сложнее. В этот период у малыша развивается целый ряд качеств, о которых расскажем ниже.

В возрасте двух лет и двух месяцев малыш становится более общительным. Он с удовольствием проводит время на детских площадках, посещает группы раннего развития. Чтобы малыш, общаясь со сверстниками, реже болел, необходимо работать над повышением его иммунитета, делая плановые прививки.

Укрепить иммунитет можно также с помощью регулярного закаливания. Ребенка можно купать в воде с пониженной температурой, разрешать ему в теплое время года ходить босиком по песку или траве, регулярно бывать с ним на свежем воздухе.

Режим сна и питания малыша

В 2 года и 2 месяца режим дня малыша практически ничем не отличается от того режима, к которому он привык в 2 года. Малыш по-прежнему спит по 12 часов, среди которых всего 2-2,5 часа - это дневной сон. Важно не лишать малыша дневного сна, который помогает ему в этот сложный период оставаться полным сил и энергии для знакомства с окружающим миром.

Родителям нужно стараться укладывать ребенка в одно и то же время, соблюдая режим дня. Непрерывное бодрствование в этот период не должно длиться более 6 часов.

На этом этапе развития малыши едят 4 раза в день, при этом перерывы между приемами пищи должны составлять не более 4 часов. В меню ребенка должны входить легкие, полезные и питательные блюда. Сладкие, соленые, острые, жареные блюда из детского меню нужно исключить.

Психическое развитие малыша

В 2 года и 2 месяца психика малыша отличается достаточной гибкостью. Кроха довольно просто адаптируется к новым условиям, быстро впитывает в себя все новое, подражает взрослым в манере поведения и речи. Кроха привыкает к определенной атмосфере дома, ценит уют и стабильность, вместе с тем ничего не имеет против перемен. Единственное, к чему пока не готов малыш - это разлука с мамой. Если в этом возрасте кроху отправляют в детский сад, он обязательно переживает стресс.

Родителям в это время очень важно позаботиться о создании психологически комфортной атмосферы вокруг малыша. У детей в этом возрасте часто изменяется настроение, они могут легко перейти со слез на смех и наоборот, при этом эмоции пока им неподвластны и часто выходят из-под контроля.

Если у малыша произошел срыв, он плачет, сердится и психует, то родителям ни в коем случае нельзя бросать его наедине со своим горем. Чтобы психическое развитие крохи происходило без сбоев, взрослые должны всячески поддерживать, успокаивать его, стараться сводить на нет негативные эмоции, окружать его позитивом.

В 2 года и 2 месяца ребенок становится более самостоятельным. Кроха отказывается от помощи взрослых, старается все делать сам.
Иногда родители устают от этой инициативности, считая, что малышу еще рано самому есть, одеваться, мыть руки, ведь это занимает столько времени и не всегда получается как надо. На самом деле самостоятельность малыша нужно поощрять – запаситесь терпением, ведь это определенный этап его развития.

Эмоциональный мир малыша в этом возрасте очень разнообразен. Дети зависят от реакции родителей на свои действия. Они безумно рады, когда их хвалят, расстраиваются, если родители злятся и ругаются.

У некоторых детей после двух лет уже начинают проявляться признаки кризиса третьего года. Малыши могут становиться капризными, раздражительными, нетерпеливыми, часто делают что-то назло взрослым, наблюдая за их реакцией.

Психологи уверены, что кризис третьего года жизни - это определенный этап взросления, который нельзя обойти стороной. Чем больше ошибок в воспитании было допущено родителями до двух лет, тем острее будет протекать кризис.Родителям важно собственным примером показывать, как нужно правильно себя вести, не реагируя на капризы и срывы малыша криком и истериками.

Что умеет делать ребенок в 2 года и 2 месяца?

После двух лет малыши особенно подвижны и получают удовольствие от собственной ловкости. Они уже не просто уверенно ходят – они быстро бегают, преодолевают препятствия, прыгают на двух и на одной ноге. Совершенствуется мелкая моторика пальцев, поэтому у детей получается выполнять тонкие операции с предметами. После двух лет уже можно заметить, какая рука у крохи является ведущей.

В отношении интеллектуального развития малыш в возрасте 2 лет и 2 месяцев умеет:

В игровой деятельности ребенка в этом возрасте также появляются новые навыки. Кроха с удовольствием играет по правилам взрослых в прятки, жмурки или квача, проявляет особый интерес к ролевым играм. Ребенок уже умеет играть с мячом, попадая по нему ногами, хватая его обеими руками. Развитие моторики позволяет малышу собирать пирамидки, игрушки-вкладыши (матрешки, рамки и пр.).

В плане бытовых навыков после двух лет малыш уже способен на целый ряд самостоятельных действий:

Особенности развития речи малыша

В 2 года и 2 месяца в словаре ребенка содержится уже более 200 слов. Пока большая часть слов находится в пассивном словаре, то есть малыш их знает, но не произносит. Каждый день его
пассивный и активный словарь пополняются новыми словами. Родители должны следить за тем, что и как они произносят в присутствии ребенка.

В этом возрасте малыши уже способны отличать множественное число от единственного, задают много вопросов, желая знать обо всем на свете. Кроха в этом возрасте отлично справляется с построением простых предложений, легко заучивает наизусть короткие стишки, использует в предложениях союзы и предлоги, хотя пока и недостаточно грамотно.

После двух лет дети общаются не только с родителями. Они ищут контакта со сверстниками в гостях и на прогулке. Если в возрасте двух лет и двух месяцев кроха не изъявляет желания разговаривать, отмалчиваясь в ответ на вопросы родителей, то стоит проконсультироваться у детского доктора. Конечно, развитие детей
происходит по индивидуальному графику, но, возможно, вам нужно будет поработать над развитием речи уже в этом возрасте.

К двум с половиной годам малыш уже должен уметь соединять не менее трех слов в одно предложение. Если это крохе под силу, то его речевое развитие идет своим чередом. Если после двух лет он по-прежнему не способен объединять несколько слов в одно простое предложение, то справится с проблемой также поможет логопед.

Ускорить развитие ребенка также позволят регулярные творческие занятия, такие как:

  • рисование;
  • аппликация;
  • лепка;
  • артикуляционная гимнастика;
  • пальчиковые игры.

Помните о том, что развитие речи после двух лет тормозит телевизор, компьютер и другие гаджеты, фоновый шум которых отрицательно сказывается на запоминании малышом отдельных слов.

Как развивать память малыша?

Развитие памяти ускорят следующие варианты игр:


Как развивать малыша физически?

В 2 года и 2 месяца кроху уже можно обучать выполнению простых физических упражнений. В этом возрасте он вполне способен освоить:


Кроме того, кроха в этом возрасте с удовольствием примет участие в коллективных играх с солнечным зайчиком, вождением хороводов, паровозиком или «догонялками».

Как развивать музыкальные способности ребенка?

Умеренное музыкальное развитие позволит с раннего возраста приобщить малыша к прекрасному. Не нужно
форсировать события, но определенное внимание музыке уделить придется. Что можно делать:

  1. Включать ребенку после двух лет детские песенки и мелодии, обсуждать услышанное, пробовать напевать после прослушивания
  2. Пробовать играть вместе с малышом на детских инструментах
  3. Учить ребенка отличать грустную музыку от веселой
  4. Вслушиваться в звуки природы, анализируя их вместе
  5. Определять источник звука
  6. Пробовать угадывать мелодию
  7. Танцевать и петь под музыку

Как развивать творческие способности крохи?

Чтобы развитие ребенка было гармоничным, необходимо время от времени с ним заниматься. Интересным занятием для ребенка после двух лет станет рисование линий, кружков и примитивных композиций: дождя, снега, травы. Ближе к двум с половиной годам кроха уже сможет
раскрашивать картинки, самостоятельно выбирать цвета, рисовать акварельными красками и мелками на асфальте.

Помимо рисования, можно время от времени заниматься с малышом лепкой. Работа с глиной и пластилином стимулирует развитие моторики пальцев, улучшает воображение и развивает фантазию ребенка.

Дополнительно можно развивать малыша аппликациями и конструированием. Используйте для этого цветную бумагу и картон, вату, комки бумаги, салфетки. Конструировать можно с помощью конструктора «Лего», кубиков, специальных блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Знакомство с окружающим миром

После двух лет уже можно объяснять ребенку, из чего состоит окружающий мир, кто представляет мир животных, птиц и насекомых. На прогулке показывайте малышу собак, кошек, птиц, называйте их, рассказывайте об особенностях их жизни. В этом возрасте можно сводить кроху в зоопарк.

Также важно объяснить малышу такие понятия, как ночь и день, познакомить его с основными явлениями природы и признаками времен года.

Воспитание ребенка - довольно сложный процесс. Причем очень часто получаемые результаты вовсе не совпадают с нашими ожиданиями. И это не значит, что наш ребенок «плохой», он - особенный и вовсе не обязан быть таким, каким мы хотим его видеть. Дети уже рождаются с определенными и . Эти особенности надо понимать и поддерживать. Если мы будем пытаться «переделать» ребенка - мы пойдем против него самого и самой природы.

Да, безусловно, взрослые должны направлять и корректировать поведение ребенка, но делать это надо с любовью, тактично и осторожно, следя, чтобы ребенок не оказался перед непосильной задачей или не испытывал страха перед родителями. Причем, необходимо искать подход именно к своему ребенку, учитывая особенности и . Так, например, оптимистичный ребенок с сильной нервной системой без особых потерь переживет ваши «давления» и станет от этого только крепче и жизнеустойчивее. Для же, который от природы имеет обостренную чувствительность, излишняя строгость может оказаться непосильным бременем. А очень активный, без должного контроля может стать неуправляемым.

Родителям полезно помнить, что достигнутый результат воспитания не всегда зависит от затраченных усилий: многое складывается из врожденных , соответствия родительских запросов возможностям малыша, гармоничности родителей и семьи в целом. Поэтому, например, у матери-одиночки, которая работает с утра до вечера, может подрастать жизнерадостный и уравновешенный ребенок, а в семье, где мама и папа много времени уделяли целенаправленному воспитанию, вырастает мнительный и конфликтный сын.

Как часто в моей почте оказываются письма-просьбы с одним вопросом: «Ребенку почти 2 года, а он так и не говорит МАМА. Да и в целом говорит мало, неохотно. Что делать? »

Если посмотреть на это со стороны психологии, то если ребенок не говорит в 2 года, волноваться маме не нужно. Любое волнение - это результат сравнения своего ребенка с другими детьми, или с нормами советских учебников. Сейчас все чаще логопеды отмечают более позднее развитие речи у детей.

Если еще 10 лет назад, нормой речевого развития было умение в 1 год произносить минимум 10 слов, то сейчас все чаще встречаются дети, которые в 2 года произносят 2-4 слова и прекрасно с этим живут. Ребенку это не мешает, а вот мама - волнуется и создает излишнее напряжение.

Процесс становления речи проходит у всех деток по-разному. Одних научить легко и просто, у других же возникают некоторые трудности. И если вы задумались, как научить ребенка говорить в 2 года, то вам стоит рассмотреть этот вопрос со всех сторон.

Нормы речевого развития

Нормы – это лишь статистические показатели и сухие данные. Только вы, зная своего малыша, сможете понять его «норму». На развитие речи, как и на многое другое, влияют индивидуальные возможности ребенка, а также ряд психологических и физиологических особенностей, которые не учитываются при составлении примерных сроков появления речевых форм.

  • 1-2 месяца – общение происходит интонационно. Вы можете понять, доволен ваш ребенок или нет;
  • 2-5 месяцев – период гуления . Кроха произносит что-то похожее на привычные слова;
  • 8 месяцев – 1 год 2 месяца – лепет. В этом возрасте малыш уже может подражать животным, говорить короткие слова из одного слога. Например «мяу-мяу» или «дай»; Читайте важную информацию о том, что должен уметь ребенок в 1 год >>>
  • 1 год 5 месяцев – 2 года 6 месяцев – рост словаря и первые предложения. Ребенок активно «цепляет» новые слова, складывает их в предложения. Поначалу это короткие фразы из 2 слов, а чем старше становится «болтун», тем больше у него словарный запас;
  • 2 года 7 месяцев – 3 года 6 месяцев – грамматический строй, закрепление предложений. В этом возрасте дети формулируют предложения уже более четко. Также на этот период приходятся словесные игры, проговаривание и сочинение историй вслух.

Обратите внимание:

  1. Девочки начинают общаться немного раньше, чем мальчики. Они не всегда быстро осваивают фразы, но стараются подражать взрослым, повторяя их слова и манеру выражения;
  2. Мальчики же первое, что начинают говорить, – это «действия» и им легче составлять грамматически верные предложения. Поэтому, если вы пытаетесь научить говорить, учитывайте и эту особенность.

Стоит ли паниковать?

В первую очередь советую понаблюдать за поведением малыша. Нет ли чего-то такого, что вас смущает.

  • Обычно «молчуны», которые пока еще не хотят говорить, ничем не отличаются от болтливых друзей;
  • Если ваше сокровище самостоятельно раздевается, выполняет просьбы, понимает, что от него хотят – повода для беспокойства быть не должно.

Постарайтесь принять, что нет единого возраста, когда дети по команде начинают говорить, ходить, самостоятельно есть и многое другое. И невозможно научить их делать все по команде. Некоторые детишки молчат до 3 лет, а потом в садике начинают говорить больше всех.

Как понять, что обстановка благотворно влияет на развитие речи?

Когда ребенок не говорит в 2 года, есть смысл посмотреть не только на его поведение, но и на окружающую среду. Обратите внимание на такие факторы:

  1. Активное общение в семье;
  2. Отсутствие постоянного шума в квартире (радио, телевизор, компьютер);
  3. Общение со сверстниками;

Кроме этого, ваш ребенок нуждается, чтобы каждый его день был как праздник. Интересные увлекательные события нередко помогают разговориться детям. Особенно, когда бабушка или дедушка спрашивают, как прошел день, чем он запомнился, и при этом не звучит громко-работающий телевизор.

Как побудить к разговору?

Возможно, что ваш ребенок очень хочет говорить, но не знает, с чего начать. Многие дети формулируют предложения, стараются их произнести, но в какой-то момент закрываются в себе.

Если ребенок не говорит в 2 года, что делать? Повторюсь, не волноваться! Научить малыша говорить не так-то сложно, как многие пугают.

Чтобы научить говорить вашу кроху попробуйте советы описанные ниже:

  • Не ругайте ребенка, потому что он молчит. Негативное отношение к речи складывается как раз из-за того, что взрослые могут неправильно себя повести.

Попросите близких людей отнестись к этому вопросу максимально серьезно. Также проясните эту тему и с воспитателем в яслях. Ваш малыш заслуживает уважения, несмотря на то, что он пока общается жестами;

  • Радуйтесь, когда ваша кроха произносит слова. Поощряйте и одобряйте новые выражения и звуки. Можете научить его отмечать каждое «покоренное» слово;
  • Повторяйте названия предметов вместе с малышом. Это можно делать на прогулке, по дороге на занятия или даже сидя дома;
  • Задавайте больше вопросов. Постарайтесь не лишать ребенка возможности отвечать на вопросы. Не перебивайте его и дожидайтесь ответа;
  • Не предугадывайте желания малыша. Показывает пальчиком на стакан – сделайте вид, что не понимаете, что же он хочет;
  • Больше читайте рассказы, сказки, истории. Пойте песенки, проговаривайте стишки. Ребенок должен слышать речь;
  • Не просто говорите с ребенком, а делайте это правильно. Не коверкайте слова, не сюсюкайте;
  • Покривляйтесь вместе с малышом. Ребенка надо научить цокать, высовывать язык, надувать мыльные пузыри.

Важно! Заведите себе тетрадь, куда будете фиксировать новые звуки и слова. Это даст вам полную картину роста словарного запаса.

Почему ребенок может не говорить?

Причин, по которым ребенок не хочет говорить в 2 года, две. Они обе не связаны с болезнями, пережитыми травмами и задержками в развитии. Именно поэтому вы без проблем сможете решить их.

  1. «Тишина» в общении с ребенком. Логопеды, психологи и опытные педагоги рекомендуют говорить с новорожденным с первых его дней.

Для кого-то это может показаться странным, ведь грудничок и мама общаются с помощью объятий, прикосновений, и это само собой разумеющееся. Но ребенок должен слышать речь с самого начала, чтобы иметь интерес к ней. И чтобы впоследствии его было легче научить говорить. Если вокруг всегда тихо, и вы мало разговариваете – исправляйте это и сможете сразу же убедиться в правильности этого метода.

От себя хочу добавить, что самое лучшее общение – это совместная игра. Вы играете с игрушками, говорите с ними и за них, а ребенок постепенно втягивается и начинает лепетать вместе с вами.

  1. Вторая причина – это то, как говорят родители и другое окружение. Если речь взрослых вокруг ребенка беглая, быстрая, нечеткая, то дети не в состоянии все это повторить. Отсюда и возникает проблема, которую вы можете решить, просто замедлив темп речи. Причем не только в общении с крохой, но и всегда, когда он находится в непосредственной близости.

Легкие способы устранения барьеров у малыша

Кроме милых потешек, легких песенок, которые часто встречаются на уроках у логопеда, можно дома самостоятельно заниматься с вашим подрастающим болтуном. Для этого есть несколько простейших хитростей.

  • Хитрость №1: «Ничего не понимаю» поможет ребенку преодолеть барьер, а дальше научить его будет уже просто;

Поиграйте с ребенком в игру, будто вы совершенно не понимаете, что он хочет. Показывает пальцем на конфету, дайте ему в руку игрушку. Но не ругайте его, не смейтесь, а комично разыгрывайте ситуацию: «ах, какая я непонятливая».

Также можно играть и с игрушками, которые предварительно необходимо расположить высоко, чтобы ребенок не достал. Когда он жестами объясняет, какую игрушку ему подать, давайте ему совершенно другую.

Важно! Каждой игрушке дайте имя или обозначьте ее словом, которым ребенок должен ее называть. «Киса», «Собачка», «Кукла Катя» и т. д.

Когда будете протягивать ему игрушку, повторите несколько раз: «Дать тебе собачку? Держи собачку».

Ребенок начнет повторять за вами все слова, а возможно, если будете играть часто, он поймет, что незачем терять время в объяснении непонятливому взрослому, проще сказать и сразу получить нужную вещь.

Совет! Проявите терпимость к начинающему болтуну. Заинтересуйте его яркой игрушкой, но сразу не отдавайте. Постарайтесь достичь момента, когда ребенок повторит за вами имя игрушки.

Неадекватная реакция ребенка: крики, топанье ногами и т. д. – означают «стоп игре». Игрушку в таком случае давать нельзя.

  • Хитрость №2: «Самое важное поручение» легкий способ научить малыша болтать с удовольствием.

Дети с самых ранних лет любят, когда на них возлагают ответственность. Поэтому старайтесь чаще просить ребенка принести что-то или узнать у папы, бабушки, дедушки какую-то важную информацию.

Обязательно объясните малышу, как вы возлагаете на него надежды и что он незаменим. Только он может справиться с такой непосильной задачей. Это станет стимулом для ребенка, ведь чтобы выполнить задание, нужно заговорить.

  • Хитрость №3: «Договори за меня».

Всеми любимый и известный способ, помогающий детям говорить без страха ошибиться. Вы произносите начальный слог и побуждаете своего малыша договорить за вас следующий. Благодаря коллективному творчеству, ребенок сможет «разговориться». Но таким способом не стоит злоупотреблять, чтобы не было как в анекдоте про месяца;

Одна мамочка решила научить говорить свою маленькую дочку. И начали они с месяцев.
- Давай с тобой расскажем месяца. Ян…
- Варь!
- Фев…
- Раль!
- Ма…
- Рт!
- А дальше сама, сможешь?
- рель, нь, ль, густ…

Собирая воедино мои советы, я могу точно сказать одно: если ребенок не говорит в 2 года, хотя вы стараетесь его научить – это еще не повод для паники. Разговаривайте, пойте, болтайте и главное – веселитесь, и все будет хорошо!

Последние материалы сайта