Правило золотого сечения в дизайне одежды. Теория моделирования

31.03.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ. ПРОПОРЦИИ В ОДЕЖДЕ . РИТМ

В архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве п р о п о р ц и и - это соразмерность, определенное соотношение частей (форм) между собой и с предметом в целом, одно из проявлений гармонии.
Будучи основой структуры всякого произведения искусства, пропорции являются средством художественного выражения объективно существующих соотношений в природе. Передача точных пропорций изображаемых объектов - одно из условий их верности натуре. Отсутствие или нарушение пропорций ведет к утрате гармоничности, стройной целостности изображаемого предмета.
В практике, особенно архитектурной, исторически сложилось много систем пропорций. Так, для античности были характерны числовые, зрительно- воспринимаемые пропорции; для средневековой готики - геометрические, несоизмеримые в числах, скрытые пропорции; в эпоху Возрождения ведущим в понятии совершенной пропорции было учение о з о л о т о м с е ч е н и и, особенно применявшееся в скульптуре.
Учение о пропорциях включает в себя основные законы композиции костюма: статику и динамику, симметрию и асимметрию, ритм и пластику.
Рассмотрим основные виды пропорций.
В математике равенство двух отношений называется пропорцией. Для образования пропорции необходимо иметь не менее трех величин. Например, надо разделить отрезок АВ (рис. 75) на две части АС и ВС так, чтобы все три эти величины были связаны пропорциональной зависимостью, т. е. удовлетворяли условию АВ = АС + ВС. Получим лишь две пропорции:

Последняя пропорция называется золотым сечением и выражается следующими соотношениями: 3: 5 или 5: 3; 5: 8 или 8: 5; 8: 13 или 13: 8 и т. д. В каждом из этих отношений сумма двух чисел образует целое, которое относится к большему числу так, как большее к меньшему.
В практике для нахождения соотношений золотого сечения удобно пользоваться графическим способом. Из точки А отрезка АВ (рис. 76), подлежащего делению, проводят перпендикуляр к этому отрезку, на котором откладывают отрезок АС, равный половине отрезка АВ. Соединяют точки В и С. На гипотенузе образованного треугольника из точки С откладывают отрезок СВ, равный отрезку АС. Далее на отрезке АВ из точки В откладывают отрезок ВЕ, равный отрезку ВВ. Точка Е делит отрезок АВ на две части по принципу золотого сечения.
Действительно, по теореме Пифагора

а это и есть принцип золотого сечения.
В изобразительном искусстве соразмерность линейных величин может решаться с помощью двух основных пропорций:
1) делением на равные части-принцип одинаковости и 2) делением на неравные части - принцип разнообразия.
Обе эти пропорции не являются отвлеченными математическими понятиями. Их проявление наблюдается в природе и, в частности, в строении фигуры человека. Например, в области пупка тело новорожденного ребенка делится по длине на две равные части. Естественное членение линией талии на две части пропорционально сложенной фигуры взрослого человека выражается соотношением золотого сечения; середина тела приходится на лонное сращение.
Членение линии, плоскости или объема на равные части, т. е. по принципу одинаковости, вызывает ощущение покоя, статики (см. рис. 75, а). Членение же на неравные части - по принципу разнообразия - вызывает ощущение движения, динамики (см. рис. 75, 6). Первый принцип связан с законом симметрии, второй - с законом асимметрии.
Рассматриваемые пропорции и принципы членения являются для художника исходным моментом, используемым им при решении модели. Следуя своему замыслу, стремясь к его образному воплощению, художник должен в первую очередь искать наиболее выразительные соотношения частей и целого, т. е. отдельных предметов одежды и всего костюма в целом. Например, применяя трехкратное членение одной и той же формы, сочетая принципы разнообразия и одинаковости пропорций можно достичь большого многообразия в решении композиции, что видно из рис. 77. В первом случае пропорции получены делением на равные части (рис. 77, а); в другом случае - делением на неравные части по принципу подобного разнообразия (рис. 77, 6); в третьем - по принципу контрастного разнообразия (рис. 77, в). От второго к третьему примеру возрастает ощущение движения, динамики. Соответственно яснее выступают симметрия и асимметрия. Усложняется ритмический строй композиции. Всему этому способствовало резкое различие в величинах площадей, образованных линиями членения; их контрастное соотношения одна к другой и к целому усилили, обострили общее эмоциональное
звучание. Следовательно, отталкиваясь от основных схем пропорций, изменяя в большей или меньшей степени существующие в этих схемах отношения величин, можно получать все новые и новые смысловые эффекты.
Область создания костюма - это прежде всего искусство пропорций. В костюме пропорции играют особенно важную роль: от того, в каких соотношениях находятся отдельные его части между собой и фигурой человека, зависит образная выразительность костюма и внешний облик самого человека. Так как костюм включает в себя одежду, различные аксессуары и прическу, то необходимо принимать во внимание форму и величину головного убора или прически, форму и высоту каблука обуви, количество и характер украшений. В совокупности все эти компоненты оказывают влияние на характер пропорций. Кроме того, в связи с тем, что человек движется и фигура его объемна, соотношения, пропорции между отдельными элементами, составляющими костюм (платье, шляпа, обувь), и отдельными деталями одежды (лиф, рукава, юбка, воротник) могут быть различными при рассмотрении фигуры с разных сторон: в фас, профиль или со спины.
В зависимости от того, что входит в понятие красоты в то или иное время, в ту или иную эпоху, возникают конкретные формы костюма с соответствующими пропорциями.

Остановимся на некоторых примерах из истории. Рисунки, иллюстрирующие эти примеры, обобщенно и схематично передают самые типичные построения костюмов соответствующих отрезков времени.
Представление о женской красоте в ХIII-ХIV вв. вырабатывалось под влиянием стиля готики и выражалось в искусственной вытянутости форм (см. рис. 2). Высокий головной убор, узкий и короткий лиф, расширяющаяся книзу юбка с длинным шлейфом и вытянутая обувь - все это создавало впечатление высокой фигуры. Фронтальный силуэт фигуры в костюме вписывается в вытянутый равнобедренный треугольник (рис. 78, а). Линия соединения лифа с юбкой, расположенная под грудью, членит платье и фигуру на две очень разные по величине части и создает резко контрастные соотношения между ними (1: 6).
В профиль фигура от верха головного убора до низа платья и конца шлейфа имеет совсем иные пропорции и форму (рис. 78, 6). Сзади благодаря длинному шлейфу фигура кажется неестеcтвенно вытянутой; в результате создается еще больший контраст в пропорциях лифа и юбки.
Эпоха Возрождения создала новые формы и пропорции в женском костюме. В соответствии с этим получают распространение очень открытый узкий лиф, широкие плечи (пышные в верхней части или по всей длине рукава), объемная юбка. Фигура вписывается в прямоугольник (рис. 79). Отношение ширины плеч к ширине юбки почти равно единице. Линия талии на естественном месте и создает контрастное соотношение по вертикали между лифом и юбкой (1: 3).

Ярким примером искусственных форм и пропорций является женский костюм ХVIIIв. Женщины затягивали тело корсетом до такой степени, что талия казалась осиной. С помощью каркасных сооружений юбке необъятной ширины придавали самые причудливые формы. Обувь была на очень высоком каблуке. Все это в сочетании с открытым лифом приводило к тому, что верхняя часть фигуры казалась несравненно меньше нижней, голова, руки и ноги-очень миниатюрными и изящными. Контрастным соотношением объемов верхней и нижней частей платья достигалось впечатление утонченной хрупкости и изящества женской фигуры. Силуэт всего костюма вписывался в треугольник (рис. 80), но с большим основанием, чем изображенный на рис. 78. Форму треугольников повторяли очертания к отделка лифа и юбки. Сходясь вершинами на линии талии, эти треугольники акцентировали внимание на талии, зрительно делая ее еще тоньше. Соотношения размеров по горизонталям (ширина плеч, талии и низа юбки) также основаны на контрасте: плечи кажутся широкими по сравнению с очень тонкой талией, широкая юбка зрительно делает талию еще же.
В эпоху классицизма женский костюм освобождается от искусственных конструкций (изъяты корсеты и кринолины); создаются новые пропорции. Естественность их по вертикали нарушается перенесением линии талии под грудь (по аналогии с временами готики). Мягкий лиф-с глубоким вырезом; прямая, спокойно ниспадающая юбка сзади переходит в небольшой шлейф. Плавность линий и свобода формы женского платья напоминают формы одежды античного стиля. Весь силуэт фигуры вписывался в вытянутый прямоугольник (рис. 81) с близкими по величине соотношениями по горизонталям (ширина плеч, талии, бедер и низа юбки). Соотношение по вертикали короткого лифа и длинной прямой юбки примерно 1: 6 (в фас), 1: 6,5 (в профиль) и 1: 7 (со спины). Вся фигура членилась платьем на три части. Прическа в виде узла на затылке как бы удлиняла линию шеи головы и сочеталась с плавной линей юбки (в профиль). Преобладающее значение вертикалей подчеркивалось наличием длинных цветных шалей.
В дальнейшем юбку начинают украшать различными оборками, кружевами, фестонами и другими декоративными элементами. В нижней своей части она утяжеляется и расширяется; лиф в области плеч также искусственно расширяют. Платье становится более сложным: оно делится не на две, как раньше, а на три части. Рукава также различными способами членятся на три части. Фигура в свою очередь членится на четыре части. Зрительно она становится менее высокой и стройной (рис. 82). Силуэт вписывается в вытянутую трапецию.
Во всех этих примерах необходимо отметить очень существенную деталь: в каких бы соотношениях ни находились отдельные части костюма между собой, на сколько бы частей ни членилось само платье, оно во всех случаях длинное, закрывающее ноги В ХХ в. платья начинают делать короче-не до пола. Усложняется проектирование костюма, так как добиться удачного зрительного соединения открытой части ног с одеждой- трудная и ответственная задача. В какой степени открыты ноги-очень важный фактор в композиции, такой же важный, как сужение или расширение линии талии, низа юбки, рукавов и т. д. От того, до какого места открыты ноги, какой формы и величины каблуки у обуви, зависит общее зрительное восприятие фигуры в костюме. На изменении соотношений открытой части ног и платья зиждется в значительной мере формирование и изменение моды.

На рис. 83 изображено платье второго десятилетия нашего столетия. По длине юбка в те годы немного не доходила до щиколоток, открывая самую тонкую часть голени. Поэтому ноги, обутые в башмаки на высоком каблуке, кажутся маленькими и тонкими, особенно в соединении с довольно широкой юбкой платья.
Силуэт платья и всей фигуры вписывается в овал. Фигура делится на четыре части, каждая из которых находится во взаимосвязи с другими, составляя вместе модные для того периода пропорции в костюме. Характерным в этих пропорциях является равенство величин головы и открытой части ног (отрезки 1 и 4 по вертикали) и разность величин лифа и юбки (отрезки 2 и З), выраженная соотношением 1: 2,5.

В 1925-1929 гг. длина платья, его форма и пропорции резко изменились в связи с тем, что идеалом женской красоты стала мальчишеская фигура. Форма платья до колен в виде прямой рубашки вписывалась в прямоугольник и делилась по линии бедер на две части (рис. 84, а). Лиф был длиннее юбки в два раза, открытая часть ног составляла немногим менее одной трети всей фигуры. Такие соотношения в сочетании с высокой шляпой, надвинутой на лоб, и узконосыми туфлями на каблуках делали тяжелой верхнюю часть фигуры и легкой- нижнюю; фигура казалась неустойчивой. В конце 60-х годов устанавливается самая короткая за всю историю моды длина в женском платье. По форме и пропорциям одежда девушек и молодых женщин аналогична платьям девочек. Ноги, открытые до середины бедра и платье соотносятся между собой по вертикали, как равные величины (рис. 84, 6). Эти новые пропорции костюма прямого или расширенного силуэта подчеркивают ноги, а обувь на низком или среднем широком каблуке придает фигуре устойчивость. Все это создает юный образ женщины. Современный костюм, как и исторический, в своей композиции тесно связан с фигурой, с ее естественными членениями и очертаниями. На примерах исторических костюмов, рассмотренных выше, можно убедиться, что костюмы по-разному акцентируют особенности фигуры посредством определенной схемы пропорций, которая создает тот или иной образ. Но, как правило, искусственная каркасность так называемых идеальных форм костюма прошлых эпох подчиняла человеческое тело своей схеме. Современный костюм не искажает фигуру и ее пропорции, так как он строится на свободных соотношениях с фигурой.
Проследим это на примерах. Классическим типом современной одежды считается тот, членения которого наиболее точно соответствуют конструкции человеческого тела: вырез горловины расположен по основанию шеи, рукав втачан на месте сочленения руки с плечом, а его длина доходит до кисти или до локтя, пояс расположен на естественной линии талии, низ жакета-на уровне линии бедер, а длина всего костюма-до колен или полностью скрывает ноги (вечернее платье, брюки); объем одежды обеспечивает свободу движений.
Каждая мода, исходя из этой схемы, в какой-то мере из меняет пропорции, силуэт одежды и тем самым способствует новому восприятию фигуры. Так, например, совершенно прямая (без выявления талия) форма женского костюма с неглубокими удлиненными вытачками делает фигуру плоской, геометрически четкой. Удлиненная за колено юбка, слегка обозначенная талия, заниженная линия проймы или цельнокроеный рукав придают силуэту мягкость, женственность.
На рубеже 60-70-х годов в моде резко изменилась длина. Этот факт связан с поисками нового облика женственного, пластичного силуэта. Для того чтобы фигура стала зрительно выше, стройнее, недостаточно только лишь удлинить одежду:
изменение длины меняет существующие в одежде пропорции.
Как известно, любая мода начинается с силуэта. Нужно найти такие соотношения, пропорции во всем силуэте фигуры и костюма, которые точно и четко выразят желаемые черты женского образа.
Так, для нового (начала 70-х годов ХХ в.) силуэта определилась следующая характерная схема пропорций:
маленькая головка - волосы плотно приглажены, маленькая шапочка повторяет форму головы;
плечевой пояс естественного разворота, часто с приподнятой головкой рукава;
изделие плотно прилегает по линии груди;
высокая талия выявляется прилегающим контуром одежды или поясом;
линия бедер сглаженная; ширина юбки умеренная;
длина изделия до колен или прикрывает икры (рис. 85).
В пределах этой схемы варьируются пропорции конкретно для каждого вида одежды, причем зрительное удлинение фигуры достигается контрастом пропорций в соотношениях

Верхней и нижней частей фигуры. Так, удлиняя пальто и платье, завышают талию, а удлиняя юбку костюма, укорачивают жакет. Зрительного удлинения можно достигнуть также с помощью перемещения деталей в жакетах и юбках, платьях и пальто. Для этого детали сосредоточиваются у плеч и груди или у талии, ближе к центральной оси.
Введение вертикалей в композицию одежды также создает ощутимый эффект вытянутости форм: застежки на узких планках с большим количеством пуговиц, линии конструкции, защипы и складки, начинающиеся от плечевого шва или горловины и т. д.
Наконец, длинные концы шарфа, головного платка или узкого пояса также усиливают вытянутость фигуры.
Для установления желаемых пропорций в одежде важным является определение длины изделия и расположение линии талии. На рис. 86 изображена одна и та же фигура в одном и том же платье, но с разными положениями линии талии. На левой фигуре (рис. 86, а) линия талии платья находится выше ее естественного месторасположения; здесь отношение частей 1 и 2 равно 1: 3. На средней фигуре (рис. 86, 6) расположение линии талии платья естественное; отношение частей 1 и 2 составляет 1: 2. Наконец, на правой фигуре (рис. 86, в) линия талик ниже ее естественного месторасположения; здесь отношение частей 1 и 2 равно 1: 1. Из сравнения фигур видно, что левая фигура производит впечатление более высокой, чем две другие, а правая кажется более приземистой. Такое разное зрительное восприятие одной и той же фигуры объясняется разным характером ее членения, т. е. разным положением линия талии платья при одинаковой длине.
Нетрудно заметить, что естественное членение пропорционально сложенной фигуры линией талии на две части выражается соотношением золотого сечения. Приблизительно такая же пропорциональность и в членении платья, где линия талии совпадает с естественным расположением ее на фигуре, а длина-до колена.
Если в одежде линию талии перемещают вверх или вниз, то соответственно меняют и длину платья, чтобы сохранить гармоничные пропорции.
Платье на левой фигуре делится линией талии на меньшую и большую часть в к о н т р а с т н о м отношении. Платье на правой фигуре разделено на две одинаковые части, образуя п о д о б н о е отношение . На средней фигуре платье делится на меньшую и большую части в г а р м о н и ч н о м отношении, так как это членение приближается к золотому сечению. Там, где отношение больших и малых частей платья выражено четко, ощущается динамика и ясность членения, платье в этом случае более выразительное. Если же мы имеем дело с подобным отношением частей платья, то создается впечатление однообразия, статичности (см. правую фигуру, где длина лифа, юбки и открытой части ног равны между собой).
При силуэте с выявленной талией пояс играет важную роль.
Пояс как элемент композиции своим расположением - чуть выше, чуть ниже или значительно ниже естественной линии талии - обозначает особенности пропорций модели. В создании пропорций большую роль играет объем основных частей одежды.
Если одежда облегает фигуру, представляет как бы слепок с нее, если размеры лифа, юбки и рукавов повторяют соответствующие размеры фигуры, то пропорции всей одежды и фигуры будут подобны (рис. 87, а). Положение линии талии в этом случае, выявленное контурной обрисовкой, совпадает с естественным положением ее на фигуре. Зрительное соединение открытой части ног с платьем органично, так как юбка узкая, и ощутимой разницы между объемом ног и объемом юбки нет.
Работу модельера здесь можно сравнить отчасти с работой скульптора, снимающего копию с оригинала.Когда платье не повторяет формы тела человека, но форма основных частей одежды близка по своим очертаниям и объему соответствующим частям фигуры, пропорции одежды в целом по отношению к пропорциям фигуры будут сближенными (рис. 87, 6, в). Как видим, прием сближенных соотношений позволяет получить большое разнообразие в формах одежды; работа модельёра становится более трудной и одновременно более интересной.
Если объем и очертания основных частей одежды (лифа, рукавов, воротника, юбки) существенно отличаются от объема и очертаний соответствующих частей фигуры, то пропорции одежды и фигуры будут контрастными. Именно при использовании приема контрастных соотношений особенно расширяются возможности модельера в создании самых различных силуэтных решений (рис. 87, г, д).
Ритм
Р и т м о м называется закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых форм и элементов (звуковых, речевых, изобразительных). Ритм как жизненный импульс проявляется во всех явлениях природы. Ритм чувствуется в смене времен года, в движении времени, чередовании дня и ночи, в движении волн и т. д. Выражение красоты, гармонии достигается при помощи ритма.
Основой музыкального начала также является ритм, который проявляется во всех его видах, начиная от ритмического импульса.
Путем воздействия на наши чувства ритм проявляется в смещении контрастных линий и форм. Любой цветовой переход, цветовая постепенность заключает в себе движение- ритм.
В архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве ритм является одним из средств связи в единое целое всех элементов форм и их частей при создании любой композиции. Одним из основных проявлений ритма является п о в т о р н о с т ь элементов, форм и интервалов между н и м и, объединенных сходными, тождественными признаками.
Именно на основе такой повторности и складывается все многообразие ритмических соотношений.
Еще на ранних ступенях развития общества элементы ритма проявлялись в орнаментации различных вещей домашнего обихода: грубую глиняную посуду человек украшал примитивно выведенными зигзагами, вмятинами пальцев, сохраняя ритмическое построение повторности.
Ритмических построений можно достичь, используя различные элементы симметрии. Ритм способствует достижению гармонической ясности и завершенности, выразительности образа, четкости его восприятия.
На определенном ритме строят в прикладном искусстве орнаменты вышивок, рисунки на тканях. В композиции одежды закономерность ритмического построения может проявляться в линиях силуэта, конструкции, декоративных элементах и цветовом сочетании.
Простой равномерный ритм
Простой равномерный ритм заключается в закономерном, последовательном чередовании одинаковых (тождественных) по форме, размеру и цвету элементов композиции и их интервалов. В зависимости от композиционной разработки он может проявляться по-разному:
1) в повторности форм или элементов, при которой интервал является границей членения формы;
2) в повторности форм с сохранением равных интервалов (большего или меньшего размера) между ними.
На рис. 88 показан орнамент вышивки, построенный на простом равномерном ритме. Композиционное решение орнамента является наглядным примером простой ритмической
организации по горизонтали, вертикали к диагонали, включающей чередование и элементов композиции, и их интервалов.
Рассмотрим примеры простого равномерного ритма в композиции одежды, проявляющегося в повторности форм, чередующихся без интервалов.
На рис. 89, а изображена юбка с равномерно чередующимися однотипными складками, составляющими прямой силуэт.Здесь проявляется простой равномерный ритм, построенный по вертикали.
То же построение ритмической организации, но уже по горизонтали, показано на рис. 89, б. Подчеркивая расширенный книзу силуэт на юбке равномерно чередуются оборки одного и того же размера; интервалом является граница членения формы. Ритмическое повторение одних и тех же форм проявляется как в силуэте, так и в конструкции.
Такой же простой равномерный ритм выражают фестоны, заканчивающие низ модели, изображенной на рис. 90, а. Ритм проявляется и в расположении пуговиц и навесных петель (рис. 90, 6), примыкающих одна к другой, где интервал является границей членения формы. На этих примерах проявляется плавность, беспрерывность ритмического построения.

Рис. 92

Рис. 93

Рис. 94

Рис. 95

Рис. 96

Рис. 97

Рис. 98

Рис. 99

Рис. 100


Пример простого равномерного чередования с интервалом показан на рис. 91. Оборки на юбке расположены в том же простом равномерном ритме, но в ином построении- не вплотную одна к другой, а с промежутками интервалами, равномерно чередующимися с элементами основной формы.
Еще один пример простого равномерного чередования, проявляющегося в конструктивных линиях, показан на модели юбки (рис. 92), в которой вставные клинья повторяются через равные промежутки - интервалы.
То же простое ритмическое построение может проявляться и в элементах отделки (рис. 93): семь рядов декоративной строчки ритмично повторяются через равные интервалы и заканчиваются вышитыми стрелками. Такая повторность элементов отделки, сосредоточенных в одном месте, делает особый акцент на соответствующей части модели юбки.
Пропорционально-последовательный ритм
Это более сложная закономерность повторения элементов форм и интервалов
между ними с пропорциональным их увеличением или уменьшением. В этом случае последовательность образуется прогрессирующими переменами или постепенностью.
Ярким примером пропорционально-последовательного ритма, основанного на принципе н а р а с т а н и я о т м е н ьш е г о к б о л ь ш е м у, являются орнаменты вышивок, расположенных по краям народных изделий - подзоров, полотенец (рис. 94). Ритмическое построение характерно и для рисунков на купонных тканях. Рассмотрим примеры пропорционально-нарастающего ритма, проявляющегося в композиции одежды.
Это проявление осуществляется путем композиционной разработки формы, а также в элементах отделки.Сравним два одинаковых по форме элемента оборки, изображенные на рис. 89, б и 95. На рис. 95 изображена модель юбки с оборками- воланами.
При построении оборок в этой модели явственно видно п р о п о р ц и о н а л ь н о е увеличение элементов композиции по направлению к низу изделия (от меньшего к большему). Вторая оборка больше первой, третья соответственно больше второй. Подобная закономерность проявляется как в линиях силуэта, так и в конструктивных линиях.
Пример проявления пропорционально- последовательного ритма в повторности к однородности формы показан на рис. 96. Формы связаны повторностью одних и и тех же плавных линий, образующих прогрессирующее нарастание ритма книзу от меньшего к большему. Связь частей этих ансамблей основана также на повторности материала.
Та же закономерность пропорционального нарастания от меньшего к большему проявляется в модели, показанной на рис. 97. Нарядное платье отделано репсовой лентой, ритмично повторяющейся от горловины до низа платья. В данном примере ясно обозначена ритмическая последовательность членения простой формы трапеции, расширенной от линии проймы. Конструкция завышенной проймы органически вписывается в силуэт и служит основой построения всей формы платья. Завышенное расположение линии талии, подчеркнутое репсовой лентой, также способствует плавности пропорционального нарастания формы трапеции. Этот же ритм проявляется в
п о с л е д о в а т е л ь н о увеличивающихся интервалах, подчеркнутых репсовой лентой. Вся композиция уравновешена асимметрично расположенными бантиками, замыкающими композицию модели.
Та же закономерность пропорционального нарастания может проявляться в иной ритмической организации. Интервалы - разрывы между элементами - могут п р о г ре с с и в но увеличиваться (ритм скачками). На рис. 98 изображена безрукавка, отделанная клапанами - маленькими вверху и большими внизу.
Такая же закономерность видна в модели жакета (рис. 99), в которой повторение карманов от меньших к большим осуществлено посредством пояса, расположенного по линии талии.
Пропорционально-последовательный ритм может проявляться путем закономерного п р о п о р ц и о н а л ь н о г о у м е н ь ш е н и я элементов композиции (от большего к меньшему).На рис. 100 пропорционально-последовательный ритм проявляется в построении орнаментов вышивки, что характерно для купонных тканей. Подобная закономерность последовательности проявляется в изменении насыщенности вышивки, которая книзу сходит на нет.
Ритмическое повторение форм (рис. 101) наблюдается в ансамбле, в котором связь пелерины и юбки основана на ритмической повторности форм с уменьшением их величины (от большего к меньшему). Завершением ансамбля служит дополнение - шляпа, заканчивающая всю ритмическую композиционную организацию.
Еще один пример ритмического построения форм показан на рис. 102. Это платье с большим воротником, состоящим из двух воланов, по низу отделанное одним воланом. Связь здесь усилена повторностью одних и тех же форм.
По такому же принципу могут быть расположены пуговицы (рис. 103).
Таким образом, при пропорционально-последовательном ритмическом построении элементы формы могут возрастать или убывать в самых различных соподчинениях.
Радиально-лучевой ритм
Особо следует указать на так называемый р а д и а л ь н о - л у ч е в о й ритм, который реже применяется в ритмических организациях.
Путем применения радиально-лучевого ритма приводят в порядок линии, берущие начало в одном месте на одной оси (рис. 104).
Следует выделить два вида радиально-лучевого ритма.
1. Простая равномерная закономерность - чередование однородных и равных по величине линий, берущих начало в одном месте. Наглядным примером является веер, у которого все части однородны. В композиции костюма примером могут служить такие детали, как жабо, плиссе или веерообразные складки на юбке покроя «солнце». Здесь налицо проявление радиально-лучевого ритма на основе простой повторности форм или ее элементов.
2. Прогрессирующий радиально-лучевой ритм, закономерность которого проявляется в расположении различных лучеобразных драпировок. Ярким примером этого ритма служат женские русские к украинские народные рубахи, построенные на большом количестве сборок, сосредоточенных у горловины к ритмично расходящихся неравномерными лучами (рис. 105). Сборки по низу рукавов завершают ритмическое построение всей композиции.
Сложные виды радикально-лучевой ритмической организации наблюдались в различных драпировках одежды античного периода.

В современных платьях, построенных на мягких или жестких защипах и драпировках, можно заметить тот же принцип прогрессирующего радиально-лучевого ритмического построения (рис. 106, а, 6).
Ритмическое построение на основе симметрии
Симметрия воплощает в себе не только повторение, но и завершенность (рис. 107). Такое построение можно видеть в симметричном относительно центральной осевой линии фигуры расположении декоративных линий, деталей и элементов отделки - карманов, клапанов, хлястиков, защипов, складок, оборок и т. д., а также в расположении пуговиц двубортной застежки.
Ритмические построения, совмещающие различные виды ритма
Под такими построениями подразумевают соединение в одной и той же композиции различных видов ритма, взаимноувязанных и подчиненных один другому.
Обратимся опять к источнику народного творчества - орнаменту вышивки, где ритмическая организация проявляется особенно наглядно. На рис. 108 показано такое ритмическое построение орнамента, при котором ритм разработан внутри декоративных полос, чередующихся с разными интервалами. Здесь кроме ритма самих полос имеет место чередование элементов внутри этих полос.
Еще один пример соединения простого равномерного ритма (плавных зигзагов) с пропорционально-последовательным показан на рис. 109, изображающем турецкую пальмовую ветвь (ХУI в.). В этом мотиве орнамента наблюдается прогрессирующее построение однородных изогнутых линий, берущих начало в одном месте. Однородность линий и постепенное их нарастание организует всю форму орнамента. Непрерывность и равномерная повторяемость зигзагообразной линии контура приводит в гармонию всю ритмическую организацию.
То же ритмическое построение, основанное на соединении в одной и той же композиции различных видов ритма, характерно и для композиции одежды.
Соединение простого равномерного ритма (повторяемость складок-защипов и пуговиц на лифе) и ритма с использованием элементов симметрии (в расположении оборок лифа и юбки) достигнуто в композиции модели, изображенной на рис. 110.

На рис. 111 дан пример сочетания простого равномерного ритма с пропорционально-последовательным. Вся композиционная разработка построена на пропорционально-последовательном ритме от большего к меньшему. Лиф больше, чем юбка. Общая связь осуществляется благодаря однородности ткани - кружевному полотну и чередованию фестонов, расположенных по краям всех деталей и органично увязанных с рисунком кружева. Чередование фестонов построено на простом равномерном ритме. Тот же простой, равномерный ритм проявляется в расположении бантиков, завершающих всю композицию модели.
На рис. 112 показано сложное драпированное платье. Соединение вертикально падающих драпировок юбки, построенных в прямом ритме, с радиально-лучевыми драпировками лифа, сочетание статичности низа и динамичности верха строится на нюансном (плавном) повторении драпировок.
Ритмическое чередование, основанное на закономерном цветовом повторении
Цветовая единица может являться основным элементом ритмической организации. Повторяемость цветовой единицы возможна в самых различных цветовых сочетаниях, в простом и пропорциональном ритме по вертикали, горизонтали и диагонали. Характерным примером являются ткани в полоску.
На рисунке (приложение 4, фигура слева) показано платье в разноцветную полоску. Чередование полос построено на простом равномерном повторении. Поперечное расположение полос подчеркивает и усиливает простую, лаконичную форму
платья.
На модели, расположенной справа, построение цветных полос иное. Здесь проявляется пропорционально-последовательное нарастание от узкой полосы к более широкой. Косое расположение полос подчеркивает и усиливает динамику рисунка.
На рисунке, данном в приложении 5, показаны нарядные вечерние платья) построенные на ритмической переходности цветовых нюансов.
Примеры нарушения ритма в композиции одежды
Ритмическое решение композиции характерно своей закономерностью, размеренностью в развитии ее элементов. Нарушение или несоблюдение этой закономерности - а р и т м и я нарушает целостное восприятие композиции.
Нарушение ритма может быть вызвано различными причинами.
Небрежность, неточность выполнения модели. Если, например, одна из оборок на юбке случайно сделана шире, чем все остальные, то она резко выделяется, ломая равномерность чередования по всей юбке. То же самое относится и к складкам, защипам на платье или юбке. Если ширина одной из складок или интервала между ними не соблюдена, общий ритм всей модели нарушен. Даже самое незначительное смещение в расположении ряда пуговиц нарушает ритмическое построение всей застежки (рис. 113).
Ритмическое построение на основе неправильной композиционной разработки. На рис. 114 показано платье с неверным размещением пуговиц на лифе и юбке. На лифе пуговицы значительно крупнее, чем на юбке; кроме того, расстояния между пуговицами на лифе и на юбке по горизонтали неодинаковы. В результате платье смотрится как две самостоятельные части, случайно и к тому же неудачно соединенные, так как отсутствует ритмическая связь частей целого и общая гармония в модели.
Более сложный пример нарушения ритмической организации показан на рис. 115. Основой композиции платья являются оборки. У горловины они расположены в простом ритме, на юбке - без какой-либо размеренности в их построении. Здесь налицо явно не удавшаяся попытка одновременно применить два вида ритма: простой равномерный и пропорционально-последовательный, так как пропорционально-последовательный ритм неудачно решен: оборки на юбке расположены хаотично, без учета правильно найденных пропорций - интервалов, здесь налицо аритмия. Модель в итоге теряет свою художественную ценность.
Нарушение ритмической организации можно проследить также на модели платья, показанного на рис. 116. Четко расположенная полоса вышивки по линии кокетки подчеркнута повторением горизонтально направленной складки. По низу юбки вышивка повторяется, но с асимметричным расположением. Такое необоснованное соединение однородных элементов построено на неверном принципе. Полная симметрия верха и асимметрия низа придают композиционному замыслу неуравновешенность, несоответствие нарушают общую гармонию, т. е. создают аритмию.
Таким образом, характер ритмического построения зависит от идеи композиции и элементов, входящих в данную композицию. Ритм проявляется лишь в тех композициях, в которых присутствуют элементы, требующие организованного построения ритмической связи частей целого.

Из истории

"… Если с точки зрения исполнения или функции элемента какая-либо форма имеет пропорциональность и приятна, привлекательна для взора, то в таком случае мы можем тотчас же искать в ней какую-либо из функций Золотого Числа … Золотое Число вовсе не математический вымысел. Это на самом деле продукт закона природы, основанный на правилах пропорциональности."

Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.

Давайте выясним, что общего между древнеегипетскими пирамидами, картиной Леонардо да Винчи "Мона Лиза", подсолнухом, улиткой, сосновой шишкой и пальцами человека?

Ответ на этот вопрос сокрыт в удивительных числах, которые были открыты итальянским математиком средневековья Леонардо Пизанским, более известным по именем Фибоначчи (род. ок. 1170 - умер после 1228.После его открытия числа эти так и стали называться именем известного математика. Удивительная суть последовательности чисел Фибоначчи состоит в том, что каждое число в этой последовательности получается из суммы двух предыдущих чисел. 2

Числа, образующие последовательность 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597, 2584, ... называются "числами Фибоначчи", а сама последовательность - последовательностью Фибоначчи. Это сделано в честь итальянского математика 13 века Фибоначчи.

В числах Фибоначчи существует одна очень интересная особенность. При делении любого числа из последовательности на число, стоящее перед ним в ряду, результатом всегда будет величина, колеблющаяся около иррационального значения 1.61803398875... и через раз то пpевосходящая, то не достигающая его.
(Прим. иррациональное число, т.е. число, десятичное представление которого бесконечно и не периодично)

Более того, после 13-ого числа в последовательности этот результат деления становится постоянным до бесконечности ряда. Именно это постоянное число деления в средние века было названо Божественной пропорцией, а ныне в наши дни именуется как золотое сечение, золотое сpеднее или золотая пропорция.

Не случайно величину золотой пропорции принято обозначать греческой буквой Ф(фи) - это сделано в честь Фидия.

Итак, Золотая пропорция = 1: 1,618

233 / 144 = 1,618
377 / 233 = 1,618
610 / 377 = 1,618
987 / 610 = 1,618
1597 / 987 = 1,618
2584 / 1597 = 1,618

Золотое сечение - соотношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. (Если обозначить целое как С, большую часть А, меньшую В, то правило золотого сечения выступает как соотношение С:А=А:В.) Автор золотого правила - Пифагор - считал совершенным такое тело, в котором расстояние от темени до пояса относилось к обшей длине тела как 1:3. Отклонения величины веса и объема тела от идеальных норм зависят прежде всего от строения скелета. Важно, чтобы тело было пропорционально.
В создании своих творений греческие мастера (Фидий, Мирон, Пракситель и др.) использовали этот принцип золотой пропорции. Центр золотой пропорции строения человеческого тела располагался точно в месте пупка.

КАНОНЫ
Канон - система идеальных пропорций человеческого тела - была разработана древнегреческим скульптором Поликлетом и в V веке до нашей эры. Ваятель задался целью точно определить пропорции человеческого тела, согласно с его представлениями об идеале. Вот результаты его вычислений: голова - 1/7 всего роста, лицо и кисть руки - 1/10, ступня -1/6. Однако уже современникам фигуры Поликлета казались слишком массивными, “квадратными”. Тем не менее каноны стали нормой для античности и с некоторыми изменениями для художников ренессанса и классицизма. Практически канон Поликлета был воплощен им в статуе Дорифор (”Копьеносец”). Статуя юноши полна уверенности; уравновешенность частей тела олицетворяет могущество физической силы. Широкие плечи почти равны высоте туловища, половина высоты тела приходится на лонное сращение, высота головы восемь раз укладывается по высоте тела, а центр “золотой пропорции” приходится на уровень пупка.

Уже тысячелетия люди пытаются найти математические закономерности в пропорциях тела человека. Долгое время отдельные части тела человека служили основой всех измерений, являлись естественными единицами длины. Так, у древних египтян было три единицы длины: локоть (466 мм), равнявшийся семи ладоням (66,5 мм), ладонь, в свою очередь, равнялась четырем пальцам. Мерой длины в Греции и Риме была ступня.
Основными мерами длины в России были сажень и локоть. Кроме этого, применялся дюйм - длина сустава большого пальца, пядь - расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами (их копнами), ладонь - ширина кисти руки.

Тело человека и золотое сечение

Художники, ученые, модельеры, дизайнеры делают свои расчеты, чертежи или наброски, исходя из соотношения золотого сечения. Они используют мерки с тела человека, сотворенного также по принципу золотой сечения. Леонардо Да Винчи и Ле Корбюзье перед тем как создавать свои шедевры брали параметры человеческого тела, созданного по закону Золотой пропорции.

Самая главная книга всех современных архитекторов справочник Э.Нойферта "Строительное проектирование" содержит основные расчеты параметров туловища человека, заключающие в себе золотую пропорцию.

Пропорции различных частей нашего тела составляют число, очень близкое к золотому сечению. Если эти пропорции совпадают с формулой золотого сечения, то внешность или тело человека считается идеально сложенными. Принцип расчета золотой меры на теле человека можно изобразить в виде схемы.

Характерно, что размеры частей тела мужчин и женщин существенно различаются, но отношения этих частей соответствуют в большинстве случаев отношениям тех же целых чисел.

Первый пример золотого сечения в строении тела человека:
Если принять центром человеческого тела точку пупа, а расстояние между ступней человека и точкой пупа за единицу измерения, то рост человека эквивалентен числу 1.618.

Кроме этого есть и еще несколько основных золотых пропорции нашего тела:
расстояние от кончиков пальцев до запястья и от запястья до локтя равно 1:1.618
расстояние от уровня плеча до макушки головы и размера головы равно 1:1.618
расстояние от точки пупа до макушки головы и от уровня плеча до макушки головы равно 1:1.618
расстояние точки пупа до коленей и от коленей до ступней равно 1:1.618
расстояние от кончика подбородка до кончика верхней губы и от кончика верхней губы до ноздрей равно 1:1.618
расстояние от кончика подбородка до верхней линии бровей и от верхней линии бровей до макушки равно 1:1.618

Золотое сечение в чертах лица человека как критерий совершенной красоты.

В строении черт лица человека также есть множество примеров, приближающихся по значению к формуле золотого сечения. Однако не бросайтесь тотчас же за линейкой, чтобы обмерять лица всех людей. Потому что точные соответствия золотому сечению, по мнению ученых и людей искусства, художников и скульпторов, существуют только у людей с совершенной красотой. Собственно точное наличие золотой пропорции в лице человека и есть идеал красоты для человеческого взора.

К примеру, если мы суммируем ширину двух передних верхних зубов и разделим эту сумму на высоту зубов, то, получив при этом число золотого сечения, можно утверждать, что строение этих зубов идеально.

На человеческом лице существуют и иные воплощения правила золотого сечения. Приведем несколько таких соотношений:
Высота лица / ширина лица,
Центральная точка соединения губ до основания носа / длина носа.
Высота лица / расстояние от кончика подбородка до центральной точки соединения губ
Ширина рта / ширина носа,
Ширина носа / расстояние между ноздрями,
Расстояние между зрачками / расстояние между бровями.

Рука человека

Достаточно лишь приблизить сейчас вашу ладонь к себе и внимательно посмотреть на указательный палец, и вы сразу же найдете в нем формулу золотого сечения. Каждый палец нашей руки состоит из трех фаланг.

Сумма двух первых фаланг пальца в соотношении со всей длиной пальца и дает число золотого сечения (за исключением большого пальца).

Кроме того, соотношение между средним пальцем и мизинцем также равно числу золотого сечения.

У человека 2 руки, пальцы на каждой руке состоят из 3 фаланг (за исключением большого пальца). На каждой руке имеется по 5 пальцев, то есть всего 10, но за исключением двух двухфаланговых больших пальцев только 8 пальцев создано по принципу золотого сечения. Тогда как все эти цифры 2, 3, 5 и 8 есть числа последовательности Фибоначчи.

Пропорции в одежде.

Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции (для художников и архитекторов они имеют первостепенное значение). В основе гармоничных пропорций лежат определённые математические соотношения. Это единственное средство, с помощью которого удаётся «измерить» красоту. Золотое сечение самый известный пример гармоничной пропорции. Пользуясь принципом золотого сечения, можно создавать в композиции костюма наиболее совершенные пропорции и устанавливать органичную связь между целым и его частями.

Однако пропорции одежды теряют всякий смысл, если они не увязаны с человеком. Поэтому соотношение деталей костюма определяется особенностями фигуры, её собственными пропорциями. В теле человека тоже существуют математические соотношения между отдельными его частями. Если принять за модуль, т. е. условную единицу, высоту головы, то (согласно Витрувию, римскому архитектору и инженеру 1 в. до н. э., автору трактата «Десять книг об архитектуре») в пропорциональной фигуре взрослого человека уместится восемь модулей: от макушки до подбородка; от подбородка до уровня груди; от груди до талии; от талии до линии паха; от линии паха до середины бедра; от середины бедра до колена; от колена до середины голени; от голени до пола. Упрощённая пропорция говорит о равенстве четырех частей фигуры: от макушки головы до линии груди (по подмышкам); от груди до бёдер; от бёдер до середины колена; от колена до пола.

Готовое платье шьется на идеальную, стандартно сложенную фигуру, которой в реальной жизни похвастается далеко не каждый. Однако человек может подобрать одежду таким образом, чтобы выглядеть гармонично.

Огромную роль в одежде играют пропорции.
Пропорции в одежде - это соотношения частей костюма по величине между собой и в сравнении с фигурой человека. Сравнительная длина, ширина, объем лифа и юбки, рукавов, воротника, головного убора, деталей влияют на зрительное восприятие фигуры в костюме, на мысленную оценку ее соразмерности. Самыми красивыми, совершенными, "правильными" выглядят такие соотношения, которые близки естественным пропорциям человеческой фигуры. Известно, что высота головы "укладывается" в росте около 8 раз, а линия талии делит фигуру в отношении примерно 3:5.

Наиболее пропорциональной фигурой человека считается та, в которой эти пропорции также повторяются (соотношение отдельных частей). То" же самое касается и костюма.
В костюме можно применять как естественные пропорции, так и сознательно нарушенные. Здесь невозможно подробно разобрать разные варианты, так как для этого нужно серьезно изучить законы композиции. Надо помнить, что естественные пропорции, как правило, "выгодны" для любой фигуры; в то же время недостатки сложения можно "исправить", слегка передвинув, "поискав" во время примерки ту или иную линию (например, можно немного завысить или занизить талию, заузить или расширить плечи, изменить длину платья, рукава, величину воротника, карманов, пояса).

Создание одежды во многом как бы перекликается с зодчеством - оба эти искусства предназначены для непосредственного соприкосновения с человеком, исходят из его природных пропорций; наконец, костюм вместе с человеком почти постоянно находится в окружении зданий, внутренних помещений. И здания, в свою очередь, находятся в естественной природе, в городской архитектурной среде. Поэтому в различные эпохи архитектура и костюм отражают художественный стиль своего времени; а народный костюм как бы вбирает и хранит в веках все лучшее, совершенное, "вечное".
Масса костюма, его кажущаяся "тяжесть" или "легкость" зависит от разных причин. Чем больше "нагромождено" линий, деталей, украшений, тем массивнее фигура; зато когда нет "ничего лишнего", даже монументальная от природы фигура будет свободнее, как бы легче. При физически равных объемах материалы плотные, темные, рельефные, шероховатые кажутся массивнее, чем легкие, светлые, прозрачные, гладкие, блестящие. При этом светлые тона "увеличивают" объем, "уменьшая" тяжесть, темные - наоборот. Отсюда - практический вывод: полным людям не следует бояться светлых материалов, но лучше располагать их в верхней части фигуры, около лица (блузка, головной убор, даже пальто или плащ строгих вертикальных линий).

Теоретические основы сочетания цветов

При подборе цветовой гаммы коллекции дизайнеру важно учитывать правила сочетаемости используемых цветов. И хотя, как говорят, правила существуют для того, чтобы их нарушать, теоретические основы взаимодействия цветов должен знать каждый уважающий себя дизайнер.

Итак,Существуют хроматические и ахроматические цвета.

Ахроматические – белый, серый и черный. Белый является наиболее ярким ахроматическим цветом, чёрный - наиболее тёмным.

Хроматический круг – это диаграмма цветов, в основе которой лежит взаимодействие трех основных цветов: красного, желтого и синего. Они определяются как основные, потому что не могут быть разделены на другие цвета. Если смешать основные цвета между собой, получим остальные цвета, которые мы определяем как вторичные.

Все промежуточные цвета в цветовом круге, включая главный, их образующий, цвет, относятся к родственным (причем главные цвета, расположенные рядом, родственными не являются). В цветовом круге имеются четыре группы родственных цветов: желто-красные, желто-зеленые, сине-зеленые, сине-красные. Гармонии родственных цветов основываются на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов. Родственные хроматические сочетания представляют собой сдержанную, спокойную колористическую гамму, а введение примесей черного и белого цветов усиливает их эмоциональную выразительность.

Цвета, которые в цветовом круге расположены в смежных четвертях, называются родственно-контрастными. Сочетания родственно-контрастных цветов - это наиболее распространенный и богатый в отношении колористических возможностей вид цветовых гармоний. Далеко не все сочетания такого рода в одинаковой степени гармоничны. Художественная практика показывает, что родственно-контрастные цвета гармонируют друг с другом, если количество объединяющего главного цвета и количество контрастирующих главных цветов в них одинаковы. Простейшее гармоничное сочетание родственно-контрастных цветов значительно обогащается при добавлении к ним ахроматических или цветов из их теневого ряда.

Интервал цветов через один цветовой сектор называется средним. Сочетание цветов в средних интервалах часто производит неприятное впечатление, например, зеленый с синим, красный с фиолетовым.

Контрастные (дополнительные цвета) располагаются в противоположных четвертях цветового круга. Глаз сразу замечает такое сочетание, поэтому оно применяется там, где необходимо привлечь внимание.

К двум гармоничным родственно-контрастным цветам может быть прибавлен третий - главный цвет, их роднящий, ослабленной насыщенности. Цвета окажутся попарно родственно-контрастными и попарно дополнительными. Такие сочетания высокогармоничны и колористически богаты.

К двум гармоничным родственным цветам может быть добавлен один контрастный. Так, гармония образуется, если родственные зеленовато-желтый и лиственно-зеленый цвета дополнить красно-синим цветом, т.е. дополнительным промежуточному двух первых.

Удачные сочетания цветов

По мнению французских дизайнеров всегда уместно сочетание следующих цветов: светло-коричневый с черным, серый с красным, серый с розовым, серый с белым, серый с голубым, горчичный с черным, красный с нежно-голубым.

Законы композиции костюма

Создавая одежду, важно наделить ее не только функциональным, но и эстетическим содержанием - красотой, гармонией, соразмерностью частей целого. Красивый костюм обладает характерной для него композицией, т. е. правильно сгармонированным соотношением всех его элементов, частей и деталей.

Что такое “костюм”? Этот странный, с точки зрения ряда людей, вопрос, на самом деле имеет далеко не однозначный ответ. В бытовом смысле это одежда. С точки зрения имиджмейкера, костюм - это средство формирования имиджа. Художник может дать другое определение: костюм - это пластическое искусство, имеющее свою композицию.

* Прямые линии. Вызывают ощущение покоя, неподвижности. * Мягкие, плавные, волнистые линии производят впечатление движения. * Вертикальные линии. Создают видимость удлинения фигуры, усиливают динамику форм. * Горизонтальные линии. Зрительно расширяют фигуру, уменьшают рост, придают фигуре большую устойчивость, стабильность. * Диагональные линии. Усиливают динамику формы одежды, зрительно расширяют фигуру или могут сужать ее от меньшего к большему.

Нередко бывает, что вроде и сшит костюм, то есть одежда сидит хорошо и цвет подходит к лицу человека, а все-таки что-то не то. Можно предположить, что в этом случае при создании костюма были нарушены его композиция.

Композиция костюма - это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Элементами костюма являются все его составляющие: форма, материал и его свойства, цвет, конструктивные и декоративные линии.
В первую очередь человеком в костюме воспринимается:

  • общая форма одежды,
  • цвет и составные элементы формы,
  • детали и подробности.

Придание композиции определенных свойств зависит от применения определенных средств композиции, к которым относятся:

  • пропорции;
  • ритм;
  • симметрия-асимметрия;
  • нюанс и контраст;
  • ритм;
  • цветовое решение.

Применение перечисленных средств позволяет создателю костюма выразить свой замысел, наполнить костюм художественным содержанием и, таким образом, воздействовать на мысли и чувства зрителей.

Рассмотрим средства композиции более подробно.

Первый закон композиции.Целостность или наличие целого.

Основное свойство композиции - это цельность.
Композиция - это такой состав и расположение частей целого, когда:

  • ничего нельзя изъять без ущерба для целого;
  • ничего нельзя поменять местами;
  • ничего нельзя присоединить.

Важным принципом придания костюму целостности является согласованность всех элементов костюма по трем принципам - контраста, нюанса или подобия.

Контраст - это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объему и фактуре материала.

Нюанс - своего рода переходная величина от контраста к подобию. Нюанс выражается малозаметным изменением в форме элементов костюма, их фактуре и цветовой гамме.

Подобие - повторение в костюме элемента, который встречается в различных вариациях

Второй закон композиции.Закон пропорций.

Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции. Закон пропорций определяет отношение частей целого друг другу и к целому.
Пропорции выступают в виде различных математических отношений - простых и иррациональных. Самой гармоничной иррациональной пропорцией считается «золотое сечение», когда меньшая часть относится к большей так, как большая часть относится к целому. Согласно этому канону голова человека составляет 1/8 длины тела, а линия талии делит его как 5/8.

Костюм будет выглядеть элегантно, если при его пошиве соблюдены следующие правила пропорций:

  • Принцип «золотого сечения» (3:5, 5:8, 8:13) - вызывает наиболее гармоничное восприятие, рекомендуется для делового стиля. Пропорции строятся исходя из длины юбки. Выбирается наиболее подходящая длина юбки и по правилу «золотого сечения» рассчитывается длина пиджака (Рисункок 1).
  • Контрастные пропорции (1:4, 1:5) - более активно привлекают внимание окружающих. Целесообразнее использовать их для вечерних костюмов (Рисунок 2).
  • Подобные пропорции (1:1) - вызывают ощущение статичности, покоя, рекомендуются для повседневной и домашней одежды (Рисунок 3).


Рисунок 1 - Принцип Рисунок 2 - Контрастные Рисунок 3 - Подобные

«золотого сечения» пропорции пропорции

Закон симметрии.

Третий закон композиции. Закон симметрии

Симметрия с давних пор считалась одним из важных условий красоты формы.

Симметричным считается костюм, состоящий из геометрически равных частей и элементов, расположенных в определенном порядке относительно вертикальной оси симметрии. Симметричная композиция создает впечатление устойчивости, равновесия, величия, значимости, торжественности.

Асимметрия в костюме - это отсутствие симметрии или отклонение от нее. Асимметрия говорит об отсутствии равновесия, нарушении покоя. Она больше акцентирует внимание зрителя на динамичность построения композиции, выявляя ее скрытую способность к движению. Если симметричная композиция всегда уравновешена, то в асимметричной композиции равновесие зависит от распределения больших и малых величин, линий, цветовых пятен, использования контрастов.


Рис 1 - Симметрия в костюме Рис 2 - Уравновешенная ассиметрия

Рис 3 - Неуравновешенная асимметрия

Четвертый закон композиции.Закон ритма

Закон ритма выражает характер повторения или чередования частей целого. Ритм всегда подразумевает движение.

Ритм может быть: активным, порывистым, дробным или плавным, спокойным, замедленным. Ритм в костюме могут создавать элементы костюма: членения - линии конструктивные или декоративные, цвет - полоски, клетка, фурнитура - пуговицы и т. п.
По способу организации ритм в костюме может быть:

  • горизонтальным - горизонтальные полоски;
  • вертикальным;
  • спиральным;
  • диагональным;
  • радиально-лучевым.

Последние виды придают форме стремительное движение (на рисунке).

Пятый закон композиции. Закон главного в целом

В дереве главное -это ствол, у животных -позвоночник. В композиции - это композиционный центр. Закон главного в целом показывает, вокруг чего объединены части целого. Композиционным центром называется тот предмет, часть предмета или группа предметов, которые расположены в картине так, что первыми бросаются в глаза.

Композиционный центр необязательно должен быть самым большим по величине, он просто должен привлекать внимание зрителя, приглушить отвлекающие контрасты и второстепенные детали - все должно быть подчинено главному .

Примеры применения золотого сечения в женской одежде.

Трудно оторвать глаза от красоты, она так притягательна, может причина в нем – золотом и божественном. Надо заметить, человек способен интуитивно чувствовать пропорции сечения. Работая над картиной, вышивкой или костюмом, сам того не зная, закладывает Его в свои творения. Ничего удивительного, ведь золотая пропорция у нас всегда перед глазами, в виде самих себя.

В человеке все должно быть гармонично: и тело, и костюм. Эту гармонию наш глаз способен определять интуитивно, и, кажется, что такая гармония иррациональна и ничем не может быть объяснима, кроме обычного человеческого чувства прекрасного. Но на самом деле всем правит ее величество Математика. И в основе гармоничных пропорций заложена точная математическая формула золотого сечения, согласно которой гармоничным считается деление чего-либо в соотношении 62% и 38%. И эта пропорция может быть применима как к отдельным предметам гардероба и их длинам, так и к деталям, членениям и даже отделке.

В этой статье:

Скачайте Формулу стиля: 10 лайфхаков от Ксении Штиль..

Золотая пропорция в одежде

Давайте рассмотрим практическое применение золотой пропорции в одежде. Для удобства расчетов мы будем использовать формулу не в процентом соотношении, а в виде дробей: 3/8 (что примерно соответствует 38%) и 5/8 (что примерно соответствует 62%).

Предположим, Вы захотели обновить гардероб и купить новый костюм для работы, состоящий из жакета и юбки. Но Вы не знаете, какой длины должен быть Ваш жакет, и какова идеальная длина юбки именно для Вас? Как их рассчитать? Давайте сделаем это вместе. Пля правильных расчетов нам необходимо лишь знать предполагаемую длину костюма и положение талии: является ли она у Вас завышенной, заниженной или пропорциональной.

Определить положение талии очень просто. Вам небходимо измерить расстояние от пола до талии. Талия - это самое узкое место на Вашем туловище. Как правило, она расположена на несколько сантиметров выше пупка.

Встаньте возле стены, отметьте линию талии карандашом на стене и измерьте получившееся расстояние до пола с помощью рулетки.

Линия талии считается пропорциональной, если она делит фигуру человека в пропорции золотого сечения, т.е. 3/8 от верха (или 5/8 от пола). К примеру, при росте 170 см талия пропорциональна, если находится на расстоянии 106 см от пола (170/8*5). Допускается погрешность в 2см.

Если получившееся у Вас число меньше (более чем на 2 см), то есть талия расположена чуть ниже, чем в идеальной фигуре, то такая талия считается заниженной. Если получившееся число больше (более чем на 2 см), то есть талия расположена выше, чем в идеальной фигуре, то такая талия считается завышенной.

Формула расчета идеальной длины в одежде

Итак, когда Вы точно определили положение талии (пропорциональная, завышенная или заниженная), давайте приступим к непосредственным вычислениям Ваших идеальных длин для костюма, состоящего из жакета и юбки. Но сначала надо определиться с предполагаемой длиной костюма. С помощью сантиметровой ленты измерьте расстояние от предполагаемого воротника до области колен. Это и будет длина Вашего костюма.

Теперь необходимо решить, какая часть будет бОльшей в Вашем костюме - жакет или юбка, т.е. что из них будет 3/8, а что 5/8. И вопрос этот не праздный, зависит не от Ваших предпочтений в одежде, а как раз от линии талии. При пропорциональной талии Вы можете выбрать любой вариант.

Формула расчета длины для завышенной линии талии будет выглядеть так:

  • » Для жакета: Длина костюма /8 *5
  • » Для видимой части юбки: Длина костюма /8 *3

При заниженной талии фасоны жакетов должны способствовать "подъему" талии на место, т.е. быть несколько укороченными. Таким женщинам можно порекомендовать взять для жакета меньшую часть, т.е. 3/8, а для юбки -5/8.

Формула расчета длины для заниженной линии талии будет выглядеть так:

  • » Для жакета: Длина костюма /8 *3
  • » Для видимой части юбки: Длина костюма /8 *5

С помощью теории золотого сечения и золотой пропорции можно определять не только длину отдельных предметов гардероба, но и лучшее расположение конструктивных линий, элементов декора и т.д. К примеру, длину рукава по отношению к длине жакета, глубину V-образного выреза по отношению к общей длине изделия, ширину баски на юбке по отношению к общей длине юбки и т.д. Здесь все зависит только от Вашего воображения!

  • » Какой длины должна быть юбка?
  • » Какой длины должны быть брюки?
  • » Как выбрать длину рукава?

Практикум со стилистом
Ваша идеальная пропорция в одежде

При составлении любого ансамбля одежды первое, с чего необходимо начинать, - это правильный выбор пропорций.

Пропорции - это соотношение отдельных предметов гардероба между собой. Выбор самой гармоничной пропорции для каждого конкретного человека зависит от его типа фигуры, роста и положения талии.

А какой у Вас тип фигуры?

https://www..html

А какой у Вас тип фигуры?

https://www..jpg

https://www..html

Тест на определение типа фигуры

А какой у Вас тип фигуры?

https://www..jpg

https://www..html

Тест на определение типа фигуры

А какой у Вас тип фигуры?

https://www..jpg

https://www..html

Тест на определение типа фигуры

Золотое сечение - божественная мера красоты

Принято считать, что понятие о золотом делении ввел Пифагор, древнегреческий философ и математик. Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. Высшую гармонию «золотого сечения» проповедовали и Леонардо да Винчи и Микеланджело... При этом ученые, вплоть до Эйнштейна, будут искать, но так и не найдут его точного числового значения. Бесконечный ряд после запятой — 1,618 0339887...

Итак, что же такое золотое сечение?
Золотое сечение - это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему отрезку.


Есть вещи, которые нельзя объяснить. Вот вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где вы сядете - посередине? Или, может быть, с самого края? Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно вашего тела, будет равно примерно 1,62. Простая вещь, абсолютно инстинктивная... Садясь на скамейку, вы произвели «золотое сечение».



Странная, загадочная, необъяснимая вещь: эта божественная пропорция мистическим образом сопутствует всему живому. Неживая природа не знает, что такое «золотое сечение». Но вы непременно увидите эту пропорцию и в изгибах морских раковин, и в форме цветов, и в облике жуков, и в красивом человеческом теле. Все живое и все красивое - все подчиняется божественному закону, имя которому - «золотое сечение».

Все процессы, от микро до макро, которые происходят во вселенной имеют фрактальную структуру.

Фрактал - это самоподобная фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба.

Золотой прямоугольник (то есть прямоугольник, стороны которых относятся в «золотом» соотношении)обладает многими необычными свойствами. Отрезав от золотого прямоугольника квадрат, сторона которого равна меньшей стороне прямоугольника, мы снова получим золотой прямоугольник меньших размеров. Продолжая отрезать квадраты, мы будем получать все меньшие и меньшие золотые прямоугольники.

В основе золотой спирали лежит золотое сечение - коэффициенты Фибоначчи

А золотая спираль лежит в основе всех процессов происходящих во вселенной, и даже спиральные галактики закручены по логарифмическим спиралям:


В конце 19 века немецкий профессор Цейзинг опубликовал свой труд "Эстетические исследования". Он объявил в нем пропорцию золотого сечения универсальной для всех явлений природы и искусства.

Цейзинг проделал колоссальную работу. Он измерил около двух тысяч человеческих тел и пришел к выводу, что золотое сечение выражает средний статистический закон. Деление тела точкой пупа - важнейший показатель золотого сечения. Пропорции мужского тела колеблются в пределах среднего отношения 13: 8 = 1,625 и несколько ближе подходят к золотому сечению, чем пропорции женского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8: 5 = 1,6. У новорожденного пропорция составляет отношение 1: 1, к 13 годам она равна 1,6, а к 21 году равняется мужской.
Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела - длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д.
Cправедливость своей теории Цейзинг проверял на греческих статуях. Подверглись исследованию также греческие вазы, архитектурные сооружения различных эпох, растения, животные, птичьи яйца, музыкальные тона, стихотворные размеры. Цейзинг дал определение золотому сечению, показал, как оно выражается в отрезках прямой и в цифрах.

Kогда цифры, выражающие длины отрезков, были получены, Цейзинг увидел, что они составляют ряд Фибоначчи. Вот начальная часть ряда: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89 и т. д. Каждое последующее число сооттветствует сумме двух предыдущих чисел. А каждое число, деленное на предыдущее, и дает значение "золотой пропорции"...
Но это не просто игра с числами, а самое важное математическое выражение природных явлений из всех когда-либо открытых.

Cреди придорожных трав растет обычное растение - цикорий. Приглядимся к нему внимательно. От основного стебля образовался отросток. Тут же расположился первый листок.

Стебель растет, останавливается, выпускает листок, но уже короче первого, снова делает рывок роста, но уже меньшей силы, выпускает листок еще меньшего размера и снова - рост... Если первый "рывок" принять за 100 единиц, то второй равен 62 единицам, третий - 38, четвертый - 24 и т.д. Длина лепестков тоже подчинена золотой пропорции. В росте, завоевании пространства растение сохраняло определенные пропорции. Импульсы его роста постепенно уменьшались в пропорции золотого сечения.

В ящерице с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глаза пропорции - длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38.

И в растительном, и в животном мире формообразующая тенденция природы - симметрия относительно направления роста и движения. И везде золотое сечение проявляет себя в пропорциях частей.

Посмотрим, как это выглядит на практике.


Одежда, которую носили наши предки, была живая. Почему живая? Потому что она была сшита по правилам золотого сечения - золотых пропорций . Т.е. при пошиве использовались меры длины, основанные на пропорциях человека: сажени, вершки, локти, пяди. Важной составляющей тут также была симметрия. Все в купе создавало энергетические волны, которые символично были отражены в орнаментах. Такая одежда гармонично и благотворно влияла на человека. Когда человек носил одежду, скроенную по золотому сечению, органы откликались на волны, создаваемые одеждой и организм оздоравливался и омолаживался. Говорят, что предки носили и зимой и летом тонкую льняную одежду. Благодаря тому, что она была сшита по золотым пропорциям человек чувствовал себя хорошо и комфортно, не мерз, когда холодно - тонкая ткань грела, да и жара не чувствовалась. В старину шубы и кафтаны носили только бояре, князья, да и то только для красоты. Еще одно правило золотых пропорций, объясняющее, почему мужчины в древности носили только порты (штаны), а женщины - только платья до пола. Дело в том, что мужская энергия закручивается по двум спиралям - ногам сверху от Космоса - и сходится в зоне бедер. А женская энергия - по одной спирали от Земли, и женщина подолом одежды собирала эту энергию.

Одежда должна соответствовать моменту нашей жизни т. е. быть вечерней или домашней, деловой или спортивной. Она может быть дорогой и качественной, может быть дешевой и менее качественной. Еще одежда бывает из натуральных, искусственных или синтетических материалов. Вот, пожалуй, и все различия и требования в современной одежде. А где же, в какой момент она становится «живой»? Хорошо если при изготовлении конкретной вещи мастер вложил частичку своей энергии, души, и тогда эта вещь радует и как говорится «согревает душу» владельца. Казалось бы, что еще можно ждать от вещей, которые мы носим. А чаще всего мы пользуемся вещами, к которым прикасались руки человека только на стадии упаковки и продажи. О какой душе может идти речь?

Поэтому так важно не только одежду, но и мебель, и дом строить по золотому сечению. То есть желательно, чтобы вокруг человека находилось как можно больше золотых пропорций. Отсюда и становится понятным, почему человек так комфортно чувствует себя на природе — там всё существует в золотых пропорциях! Каждый листочек, каждая травинка сотворены в великой гармонии!

«Живая» одежда это хорошо забытое, но необходимое нам сейчас, если мы сами выбираем Жизнь!

Легендарные кутюрье знают эту пропорцию и не отклоняются от нее никогда, потому что эта формула, как таблица умножения.

Коэф_зол_сеч1 = 1.618;

Коэф_зол_сеч2 = 0.618;

Коэф_зол_сеч3 = 0.382;

Но им легче, они просчитывают, а потом шьют, шьют по конкретным параметрам (своих моделей). А мы выбираем уже готовую одежду для себя. А потом складываем из нее «пазлы», то есть комплекты.

Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции. Закон пропорций определяет отношение частей целого друг другу и к целому.

Пропорции выступают в виде различных математических отношений — простых и иррациональных. Самой гармоничной иррациональной пропорцией считается «золотое сечение», когда меньшая часть относится к большей так, как большая часть относится к целому. Согласно этому канону голова человека составляет 1/8 длины тела, а линия талии делит его как 5/8.

Костюм будет выглядеть элегантно, если при его пошиве соблюдены следующие правила пропорций:

  • Принцип «золотого сечения» (3:5, 5:8, 8:13) — вызывает наиболее гармоничное восприятие, рекомендуется для делового стиля. Пропорции строятся исходя из длины юбки. Выбирается наиболее подходящая длина юбки и по правилу «золотого сечения» рассчитывается длина пиджака (Рисункок 1). Математики и люди искусства хорошо знакомы с понятием "золотое сечение". "Золотая пропорция" или "божественная пропорция", число 1,618 считается формулой совершенной гармонии.

    Бельгийский гинеколог обнаружил золотую пропорцию в женской репродуктивной системе. Д-р Джаспер Вергутс (Jasper Verguts) из Университетской больницы Левен в Бельгии просмотрел и измерил пропорции 5000 маток женщин с помощью ультразвука. Согласно его данным, среднее соотношение длины матки по отношению к ее ширине составляет около 2-х при рождении, а затем постепенно это число уменьшается до 1,46 к старости женщины. Кроме того, доктор обнаружил, что когда женщина наиболее плодовита, то есть в возрасте от 16 до 20 лет, соотношение длины к ширине матки составляет 1,6 - то есть ту самую золотую пропорцию.

    Так что, глядя на матку женщины, врачи теперь смогут определять, есть ли у женщины трудности с зачатием или грозят ли ей какие-то проблемы во время беременности.


Но и вертикальные пропорции имеют определяющее значение при выборе одежды. Вас наверняка когда-нибудь мучил вопрос, почему тот или иной наряд смотрится сногсшибательно, учитывая, что сама одежда не представляет собой ничего особенного. Всё дело в том, что ансамбль полностью сбалансирован, и наш взгляд отдыхает на гармоничных формах. Поэтому если у вас есть какой-либо недостаток фигуры или пропорций, его разумнее сделать менее заметным с помощью правильно подобранной одежды.

Гармоничный наряд творит настоящие чудеса, заставляя одних выглядеть выше и тоньше, а других – миниатюрнее и соблазнительнее. Хотите узнать, что же необходимо для создания иллюзии пропорционального силуэта по типу ?

Носите вещи, в которых туловище выглядит пропорционально.

Предположим, что у вас пышные бёдра, и вы обожаете носить обтягивающие юбки. Юбка такого типа ещё сильнее увеличит ваши бёдра визуально, поэтому вам нужно найти нечто объёмное и для верхней части туловища. Привлечь внимание к торсу помогут романтичные блузы с оборками. Если же вы широкоплечи и намерены продемонстрировать это всем, можете надеть топ с открытыми плечами, однако убедитесь при этом, что не забыли сбалансировать образ с помощью расширяющихся книзу юбок или брюк.

Этот совет относится к каждой женщине, вне зависимости от типа её фигуры. Так, если вы носите юбку-баллон, старайтесь визуально уравновесить её правильно подобранной одеждой для верней части. Если природа к тому же наградила вас пышными бёдрами, вместе с юбкой носите кофточку светлых тонов со сложными деталями. Если у вас большая грудь, сделайте ставку на однотонные темные топы простого кроя, а тяжелую верхнюю часть тела сбалансирует юбка-баллон.

Серьезно. Если подойти к делу с умом, вы сможете носить всё, что душе угодно, главное – это всегда помнить о пропорциональности!

>

Не бойтесь нарушить модные постулаты.

Вы можете найти некоторые противоречия, когда станете сравнивать списки рекомендованной одежды для вертикальных пропорций и типа фигуры. Давайте предположим, что ваш , и что вы обладаете . Рекомендации, относящиеся к этому типу фигуры, вынуждают вас отказаться от ношения длинных топов: визуально они ещё больше увеличат бёдра. Однако советы женщинам, обладающим коротким торсом, наоборот, рекомендуют носить такие топы, чтобы создать иллюзию пропорционального торса. И как поступить в такой ситуации?

На самом деле всё просто. Носите длинные топы, но всё же добавьте пару ярких серёжек для того, чтобы рассредоточить внимание на всём туловище.

А что вы станете делать, обладая , длинным торсом и ? Коротенькие пиджаки визуально только сделают торс шире. Но как насчёт того, чтобы носить их вместе с расширяющимися книзу джинсами?

Итак, предлагаем вашему вниманию несколько советов относительно того, как сбалансировать ваш силуэт:

Увеличьте/уменьшите пропорции тела визуально.

А) Тёмные и светлые оттенки

Тёмные оттенки уменьшают, светлые увеличивают. Привлечь внимание окружающих к определённой части вашего тела, будь то красивая грудь или стройные ноги, поможет одежда светлых тонов. Яркие цвета также помогут визуально выделить ту область, которой вы гордитесь больше всего, но главное в этом случае – не переборщить.

Светлые оттенки имеют свойство притягивать взгляд, а тёмные, наоборот, рассредоточивают внимание. Поэтому, выбирайте одежду светлых тонов для наиболее выигрышных частей вашего тела.

К примеру, если вы хотите отвлечь внимание от худых рук и маленькой груди, одевайтесь в топы с V-образным вырезом и носите их вместе с кардиганами тёмных оттенков.

Если же вы слишком стеснительны для того, чтобы выставить на передний план всё, чем наградила мать-природа, но подчеркнуть радующую вас часть тела всё же хочется, попробуйте вместо одежды светлых оттенков надеть вещи, украшенные принтом.

Б) Рисунок на одежде

Так же как и одежда светлых оттенков, вещи с рисунком визуально увеличивают ту часть тела, на которой вы её носите. Поэтому если вы хотите, чтобы верхняя часть вашего туловища выглядела объёмнее, наденьте топ с рисунком и простые брюки или юбку. Если же у вас великолепные ноги, подчерните это с помощью туфель на высоком каблуке с потрясающим принтом.

Не беспокойтесь относительно того, что одежда с рисунком превратит вас в толстушку. Рисунок на тёмном фоне, а также вертикальные узоры не обладают эффектом увеличения. Кроме того, принт должен соответствовать вашим объёмам. Мелкие и средние узоры подходят женщинам миниатюрного телосложения, средние и крупные – тем, кто обладает средними параметрами, крупные узоры также будут хорошо смотреться на , правда, при условии, что будут соблюдены вертикальные пропорции.

В) Украшения и аксессуары

Обувь со множеством ремешков и крупные серьги – вот два хороших способа привлечь внимание окружающих и создать идеальные пропорции.

У вас стройные ноги? Так почему бы не привлечь к ним внимание с помощью яркой пары туфелек с обилием ремешков? Но, может быть, вам больше по вкусу шикарные колготки с матовым сиянием?

Безупречную область декольте можно подчеркнуть с помощью рюшей, а воздать должное вашей тонкой талии поможет широкий узорчатый ремень, надетый на простое платье.

И помните: от матового сияния и страз ложатся тёмные тени, которые могут скрадывать объём.

Изображения: «© Depositphotos.com/Comaniciu Dan Dumitru»

Последние материалы сайта