Ведическая кулинария. Мясо

19.09.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Эта книга является введением в мир пряностей и специй, и предлагает простую и эффективную систему их использования в питании и лечении. Здесь собрана информация о пряностях западной и восточной кухни, а также рассмотрен аюрведический и традиционный западный подход к их применению в лечении и кулинарии.
Прочитав эту книгу, вы узнаете, как пряности могут повлиять на здоровье, ум, самочувствие, и на собственной практике убедитесь в их целебных свойствах, которые при правильном использовании воздействуют на нас без побочных отрицательных эффектов. А также научитесь правильно сочетать пряности с продуктами, делать вкусные чаи и масалы (приправы).

Недосол – на столе

Как правильно солить пищу? О пользе или вреде соли ведутся нескончаемые споры. Она издавна используется в качестве приправы. Соль входит в состав различных блюд, хотя многие убеждены, что её избыточное количество вредно. На самом деле натуральная соль, особенно морская, – это ценнейший дар природы, к которому следует относиться очень внимательно. Недаром раньше она ценилась на вес золота, из-за неё даже случались «соляные бунты». На Руси дорогих гостей встречали хлебом-солью, лучший друг тот, с кем «пуд соли съел», а о чём-то самом важном говорят «соль земли».

В любой мировой культуре в той или иной степени присутствует ритуал предложения пищи. Недаром слова ритуал и ритм происхо-дят от одного корня. Именно благодаря ритуалу - действию, направленному на удовлетворение Господа, мы можем попасть в ритм Вселенной. Двигаться с кем-то в одном ритме - значит, что энергия этой личности будет поднимать, вдохновлять и давать силы, а не разрушать вас. Делая что-то для Бога, мы попадаем в Его ритм. Это значит, что даже когда мы не правы, мы всё равно двигаемся с Ним в одном направлении.

Пища, подходящая для предложения Господу

Пища принадлежит Богу, так же как и всё остальное. И мы должны быть благодарны Ему за то, что он дал нам так много для поддер-жания нашего существования. Как же мы может отблагодарить Всевышнего за заботу? - Нам милостиво дана возможность выразить свою любовь к Богу, предлагая ему прасад. В духовном смысле пища различается на приготовленную для себя и приготовленную для Бога и святых. Естественно, когда мы готовим для Любимого, мы стараемся готовить Его любимые блюда и вложить в них всю свою любовь. Что же любит вкушать Господь?

Кто сказал, что молоко вредно?

Самая главная роль пищи - давать любовь и получать любовь. Вместо того, чтобы получать настоящее молоко и формировать наше сознание настоящей энергией любви, мы вскормлены чем-то искусствен ным. Поэтому нам нужно готовить из продуктов, которые наполнены энергией любви, вкладывать в процесс приготовления чувство любви, угощать других с любовью, и тогда у нас будут формироваться настоящие теплые взаимоотношения в семье, с друзьями, наполненные любовью. молоко является результатом любви. В аюрведе говорится, что молоко – это физиологическая форма любви.

Основные правила нагревания пищи

Ведическая кулинария и правила здорового питания, прописанные в аюрведе (науке о жизни), дают нам четкие обоснованные предписания, как правильно готовить пищу на огне, чтобы она давала нам максимально необходимую энергию и хорошие качества, а не засоряла наш организм и не наносила ему вред.

Следуя этим простым правилам, мы можем быть уверены, что наше питание будет благоприятно для нашей здоровой жизни.

Женщина способна внедряться в сознание мужчины через приготовленную ему пищу. Например, если она выполняет эти обязанности как обузу, если ей это в тягость, и она делает это в дурном настроении, то это разрушает мужчину. Это неуважение и пренебрежение им. Потому что, если это делается как обуза, то пренебрежение им передается в сознание мужчины. И он становится неспособным выпол-нять свои обязанности. И, наоборот, женщина, которая хочет защитить своего мужа, именно своей психической энергией, вкладывает её в пищу. И эта пища становится здоровой.

Каждая женщина хочет иметь счастливую семью, наполненные радостью и гармонией отношения. И всё это в её руках. Более того, обладая знанием, как это делать, она реально начинает понимать свою ответственность за собственное настроение и самочувствие, а также атмосферу в её доме, настроение всех членов семьи.

В данной статье раскрываются секреты приготовления счастья для всей семьи, которые, мы надеемся, станут руководством к действию для многих хозяек. Желаем вам успешно осваивать эту науку и быть счастливыми!

Секреты ведической кулинарии

В основе ведической кулинарной традиции лежат представления о том, что пища, употребляемая человеком, оказывает влияние не только на его физическое состояние, но и на его умственные способности, а также нравственные и духовные качества личности. «Человек есть то, что он ест.»

Ведическая кулинария - это, прежде всего, вегетарианская пища с преобладанием молочных продуктов, предложенная Богу.

Предлагаем вам видео-материал и познавательную информацию об особенностях ведической кулинарии.

Пища для здоровья, ума и души

Согласно Аюрведе, пища - это не только смесь основных веществ, таких как белки, витамины, жиры и углеводы, но и источник энергии для ума и души. После переваривания пища превра-щается либо в оджас, либо в аму. Оджас - это самый тонкий продукт пищеварительного процесса: он представляет собой биохими-ческую эссенцию, поддерживающую жизнь и здоровье. Ама - токсин, образующийся в резуль-тате неправильного усвоения пищи. Поэтому выбранные, приготовленные и съеденные по правилам аюрведы продукты преобразуются в оджас, который наделяет организм энергией, силой, и укрепляет жизнеспособность всех тканей.

Авокадо – название дерева и одноименных плодов. Его родина – джунгли Южной и Центральной Америки, откуда постепенно он распространился на другие континенты. Но наибольшее распро-странение этот фрукт получил в странах Южной Америки (особенно Бразилии), США, Мексике, ряде стран Африки, а также в Испании и Израиле.
Зрелые плоды авокадо широко используют в кули-нарии, их добавляют в салаты, супы, суши, холодные закуски и для приготовления бутербро-дов. А из переспелых плодов получают ценное масло, применяемое не только в кулинарии, но и в косметической промышленности.

Рецепты в этой замечательной книге относятся не только к Новому году. Если вы практикуете вегетарианство, то они пригодятся вам буквально на каждый день. Вкусные, доступные, красиво иллюстрированные - они будут вашими любимыми помощниками. Девиз книги - "Здоровая еда - здоровая планета!"
Авторы книги - семья вегетарианцев с 10-летним стажем, вдохновившие своим примером множество друзей по всему миру. Они надеются, что эта книга поможет и Вам разнообразить Вашу домашнюю кухню и сделает Ваше питание здоровым, полезным и разнообразным.

Любимые блюда индийской кухни

Автор этой кулинарной книги, Ямуна деви, готовит индийские блюда на протяжении 30 лет. Она училась ведическому кулинарному искусству у самых опытных и квалифицированных учителей: брахманов, которые готовят для Божеств в знаменитых храмах Индии. Каждый свой рецепт Ямуна деви тщательно проверила, опробовала во многих вариантах, используя различные продукты, доступные на Западе. Все рецепты сопровождаются очень подробным описанием технологии приготовления блюд. Эти рецепты станут настоящей находкой для каждого и смогут удивить даже самого искушенного гурмана.

Энциклопедия изысканной ведической вегетарианской кухни.

Надеемся, что эта энциклопедия станет настольной книгой для многих хозяек, желающих развивать свои кулинарные таланты.

Эти правила приводятся в Ману-Самхите. Люди в ведической цивилизации знали эти правила и следовали им.

1. Никогда не есть без чувства голода. Это означает, что, если это правило не будет выполняться, то пища остается не переваренной, а не переваренная пища является ядом для организма.

2. Никогда не есть при утомлении, гневе, раздражении, страхе. При любых эмоциях возникает нарушение Агни и циркуляции Праны в желудке и кишечнике, поэтому пища превращается в яд.

3. Перед едой прополоскать рот, глаза, вымыть стопы холодной водой, а еще лучше принять полное омовение.

4. Принимать пищу нужно лицом на восток, но не на север, т.к. если мы принимаем пищу лицом на север, запад, то энергия уходит от нас, и уменьшается Оджас в теле.

5. Пища должна быть приготовлена с любовью. Пищу надо готовить для Бога, и после предложения ее Богу можно есть самим. Поэтому пищу всегда надо готовить в добром расположении духа с приятным умонастроением, тогда пища будет легко перевариваться. Если пища приготовлена вами в плохом настроении, в состоянии раздражения, злобы, тревоги и уныния, такая пища не должна предлагаться Богу, т.к. она приготовлена без любви к нему, такая пища не принесет и вам пользы. Умонастроение, с которым готовилась пища, сделает ее такой же некачественной, и поэтому такая пища тоже считается нечистой и ядовитой.

6. Пищу необходимо принимать, когда работает правая ноздря, так говорит нам Аюрведа. Если при приеме пищи не работает правая ноздря, необходимо подышать через правую ноздрю, закрыв при этом левую. При работе левой ноздри огонь пищеварения ослаблен, поэтому пища будет плохо перевариваться. Для того, чтобы заработала правая ноздря, можно полежать на левом боку.

7. Перед принятием пищи необходимо всегда молиться, т.к. принятие пищи есть священный процесс. И поэтому, когда мы читаем молитву, мы психологически настраиваемся.

8. Пища, предложенная Богу, является «прасадом». Нужно положить себе на тарелку ровно столько, сколько вы сможете съесть. Прасад нельзя выбрасывать, поэтому нужно все съесть, что находится на вашей тарелке. Если есть животные, то остаток прасада можно отдать им. Нельзя перекладывать Прасад с тарелки на тарелку, чтобы члены семьи доедали за кем-то остатки пищи. Необходимо пользоваться металлической посудой, она считается чистой и не передает карму. У каждого члена семьи должна быть своя собственная посуда. Это правило должно выполняться повседневно, а не только тогда, когда кто-то из членов семьи болен.

9. Прежде, чем есть самому, необходимо накормить других. Раньше, в древние ведические времена, существовал обычай для семейных людей, когда был приготовлен прасад, то хозяева выходили на улицу и предлагали пищу голодным.

11. Нельзя разговаривать во время еды. Пустые разговоры распыляют энергию и ухудшают циркуляцию воздуха.

12. Зубы даны нам не для украшения, а для тщательного пережевывания пищи, поэтому пищу нужно тщательно пережевывать, а не глотать быстро. Пищу надо принимать спокойно. Если вы торопитесь, то лучше будет для вас, если вы пропустите еду, нежели чем вы ее съедите.

13. Пища должна воздействовать на все 5 органов чувств, она должна радовать глаз, должна веселить наше сердце, должна быть красивой на вид и источать приятный аромат.

14. Никогда не ешьте пищу, которая источает неприятный запах, или пищу, которая приготовлена более 3,5 часов назад. Если пища была предложена Богу, то ее можно хранить и больше 3,5 часов.

15. После еды необходимо прополоскать рот, вымыть стопы ног холодной водой, ополоснуть глаза холодной водой.

16. Сразу после еды нельзя спать. Спать можно после еды через час или полтора. Вообще, Аюрведа не рекомендует спать днем, т.к. это ведет к ослаблению всех процессов, протекающих в теле, и сон не способствует усвоению пищи, т.к. замедляется течение Праны в теле. Сон небольшой 15-20 минут рекомендуется лишь для конституции Вата, т.к. она - самая беспокойная натура. Также, если вы утомились, то перед едой можно 15-20 минут отдохнуть, лежать нужно на левой стороне тела, это усилит огонь пищеварения и откроет правую ноздрю.

17. Не есть кислых фруктов на ночь и не пить кисломолочных продуктов.

18. Никогда не есть до восхода солнца и после его заката, особенно в сумерки.

19. Нельзя перекусывать между едой и есть стоя.

20. Нельзя пить воду сразу после еды и до еды. Если вы хотите похудеть, что воду пейте до еды, если вы хотите сохранить вес, то пейте воду во время еды. Но не увлекайтесь этим способом, т.к. он ослабляет пищеварение. Если конституция Пита очень сильно проголодалась, то ей необходимо выпить перед едой несколько глотков воды для того, чтобы снизить аппетит.

21. Если вам потребуется опорожнить кишечник, то это следует сделать не раньше 3-х часов после еды.

22. Никогда не надо принимать пищу до тех пор, пока не освободился кишечник.

Одним из самых распространённых мифов об Индии является мнение, что кухня индийцев с самого начала была вегетарианской. Однако имеющиеся в нашем распоряжении источники как раз свидетельствуют об обратном.
Из гимнов Ригведы становится ясно, что ведийские арии употребляли в пищу мясо, в том числе и говядину.
Забивали прежде всего яловых коров (т. е. тех, которые не давали приплода). Мясо варили в котлах. Ели не только говядину, но и конину, баранину, козлятину, буйволятину.

Мясо также приносилось в жертву богам, его вкушали и жрецы: «Ведь мне готовят сразу пятнадцать–двадцать быков, затем я ем также жир. Мне наполняют обе стороны живота. Индра – выше всего!» (Ригведа X.86.14) А в Ригведе 1.161.10 говорится о разделке мяса в гимне, посвященном восхвалению коня и богатом ценными деталями: «Один гонит вниз к воде хромую корову, один разделывает мясо, привезенное в корзине».
Из мясных блюд особо выделяется похлебка, которая именуется «юшан» [Ригведа 1999, с. 519 – 520].

Поэтому весьма любопытно читать книгу под названием «Ведическое кулинарное искусство», пропагандирующую вегетарианство. Истинные Арийцы бы с такой диеты точно бы протянули ноги!
То же самое мы видим и в Упанишадах – философских текстах, примыкающих к Ведам: «И если он желает: «Да родится у меня учёный, прославленный, посещающий собрания, говорящий приятные речи сын; да будет он изучать все веды и достигнет полного срока жизни», – то, сварив рис с мясом, пусть, они [с женой] едят его вместе с очищенным маслом. Поистине, тогда они смогут родить [такого сына] – с помощью мяса бычка или быка» (Брихадараньяка-упанишада VI.4.18).

В Грихьясутрах, текстах, посвящённых домашнему ритуалу и датируемых серединой первого тысячелетия до н. э., мясная пища упоминается как самая обычная для индийцев того времени. «Поводы для забоя коровы: (приход) гостя, (жертвоприношение) предкам и свадьба» (Апастамба-грихьясутра I.3.9). «На одном огне пусть он готовит рисовую кашу и мясо, перемешивая их по отдельности справа-налево двумя черпаками» (Гобхила-грихьясутра IV.2.14–15).

Даже первой твердой пищей ребенка должно было быть мясо. На церемонии аннапрашана отец кормил ребенка мясом птицы бхарадваджи, если желал для ребенка плавности речи, мясом птицы капинджалы и маслом – если хотел изобилия еды, рыбой – если хотел быстроты, мясом птицы крикаша, смешанным с медом, – если хотел долгой жизни, мясом ати и куропатки – если хотел священного блеска, маслом и рисом – если хотел великолепия, простоквашей и рисом – если хотел большого ума, и всем вместе – если хотел всего этого для ребенка» (Ашвалаяна-грихьясутра I.16; Шанкхаяна-грихьясутра I.27).
Из этих предписаний видно, что индийцы не были вегетарианцами в период Грихьясутр. Они не воздерживались от приёма мясной пищи, если она приносила им физические и духовные силы.

Распространение вегетарианства в более поздний период произошло благодаря влиянию буддизма и джайнизма с их доктриной ахинсы («ненасилия»). Поворотный момент в этом плане ознаменовало царствование принявшего буддизм Ашоки (3 в. до н. э.), когда был запрещён убой многих видов животных.
Но и после охота и мясная пища были приняты у кшатриев.

В Артхашастре к употреблению в пищу мяса относятся как к совершенно обычному явлению: «Невареное мясо в сыром или сушеном виде они должны продавать. Пахтание они должны отдавать собакам и свиньям» (Артхашастра II.29).

Противоречия в отношении к вегетарианству и употреблению в пищу мяса нашли свое отражение в Махабхарате (многовековом эпосе). С одной стороны, мясоедение здесь уже осуждается. Так, сказано, что «тем злодеям, которые едят мясо, вовеки не увидать его (т. е. город Индры на небесах)» (Махабхарата III.44.6).
Употребление мяса, как и пьянство, оказывается одним из предвестий конца света (Махабхарата III.188.61 – 73).
С другой, мясоедение оказывается обычным явлением в быту.
В «Сказании о Нале» говорится, что «не единожды царь присылал туда в изобилии мясо животных на угощение Ритупарне» (Махабхарата III.73.8 – 13).
Мясом не брезгуют даже брахманы: «Сражая стрелами оленей руру, черных ланей и других чистых лесных животных, он (т. е. Юдхиштхира), как велит обычай, предлагал их (в пищу) брахманам (Махабхарата III.47.4 – 7).

Большими любителями мяса оказываются соплеменники Кришны, ядавы. Отправляясь в Прабхасу, они, помимо хмельных напитков, заготовили «в изобилии мяса» (Махабхарата XVII.4.8).
Против обязательности вегетарианства выступает риши Маркандея: «Относительно мясной пищи мудрецы говорят: кто принимается за еду лишь после того, кто должным образом, согласно (жертвенному) обряду, сделал подношение богам и усопшим предкам, того не осквернит (никакая) пища. Такого (человека) не (порицают) за то, что он ест мясо, говорят Веды: ведь все равно остаётся брахманом тот, кто далее обет воздержания, а сам имеет сношения со своей супругой в положенное время.(Мудрые) учли все добрые и дурные стороны (употребления мяса в пищу) и установили такой порядок» (Махабхарата III.199.11 – 18).

Маркандея также приводит доводы против ярых сторонников вегетарианства: «Земледелие считается добрым (занятием), но и тут не обходится без большего вреда: вспахивая плугами землю, люди уничтожают обитающих в ней животных и многое другое, как тебе кажется? Семена злаковых, и прежде всего рис, … – все это живое, как тебе кажется? …Люди при ходьбе убивают ногами множество живых существ, обитающих на земле, как тебе кажется? Сидя и лежа губят (люди) много живых существ, имеющих ум и сознание, как тебе кажется? (…) Сколько не размышляй, не найдёшь здесь такого, кто бы не причинял ущерба (каким-нибудь живым существам)» (Махабхарата III.199.11 – 18).

Подобная разноголосица мнений связана с тем, что Махабхарата не является цельным произведением, принадлежащим одному автору, но составлялась она на протяжении столетий и современный вид приобрела только к середине первого тысячелетия н. э. Поэтому в ней нашли своё отражение противоположные точки зрения на употребление в пищу мяса.

Поэтому вегетарианство так никогда и не победило полностью.

Как пишет А. Бэшем, «медицинские тексты даже в более поздний период рекомендуют умеренное употребление как мяса, так и алкоголя и не запрещают есть говядину. Вряд ли в какой-нибудь части Индии абсолютное вегетарианство когда-либо распространялось на все население, хотя во многих районах оно практиковалось и практикуется до сих пор большинством индуистов высших каст» [Бэшем 1977, с. 230].

Бируни в своём труде «Индия» (11 в.) свидетельствует, что запрет на убой скота касается только брахманов, при том что «люди (…) имеют склонность к мясу и будут стараться всегда обойти любой закон, направленный на его запрещение».
Бируни сообщает, что у индийцев «разрешается убивать овец, коз, газелей, зайцев, носорогов ганда, буйволов, рыб, водяных и сухопутных птиц (…). Что же касается запрета убоя коров, то он объясняет это чисто практическими потребностями.

В новой форме употребление мяса, связанное с принесением в жертву животных, восстановили приверженцы Тантры. Речь идёт прежде всего о знаменитом обряде пяти М, один из которых является «мамса» – мясо. Как полагает Д. Кинсли, практика принесения в жертву животных (освящающее употребление в пищу их мяса) очень древняя и она вытекает из самой логики шактистского культа. В глазах почитателей разнообразных богинь они, часто жестокие по своей природе, требуют крови и не благословляют своих поклонников, пока не получат от них эту кровь.
И до сих пор богини по всей Индии продолжают получать кровавые подношения.

В Девибхагавата-пуране сказано: «Те, кто ест мясо, должны принести в жертву животное, и лучшим бали будет предложение буйвола, козла или кабана. Убитые перед [изображением] Богини животные отправляются в вечную Сваргу, и нет греха для умертвивших животное ради Нее, о безгрешный. По заключению всех шастр, [насилие], совершаемое на жертвоприношениях, равно ненасилию, ведь животных, принесенных в жертву Богине, ожидает рай» (III.26.32 – 34).

То есть мы наблюдаем компромиссную точку зрения: «Мясо можно есть, а можно и не есть». Более подробную информацию о принесении в жертву животных можно найти в Калика-пуране, где этой теме посвящена целая глава – 67-я, именуемая «рудхирадхьяя» («кровавая глава»).
Подобное же можно отыскать и в Маханирвана-тантре, где приводятся подробные правила совершения жертвоприношений (VI.104-118).

Но помимо этого, употребление в пищу мяса было распространено и без всяких ссылок на ритуал. Об этом свидетельствует, например «Песнь о благодарении Чанди» (Чондимонгол) – бенгальская поэма конца 16 века, рисующая яркие картины жизни той эпохи.
Главными героями этой поэмы являются охотник Калокету (в чьем облике воплотился сын бога Индры Налакубара с целью распространить почитание Богини) и его жена, торговка мясом Пхуллора. Вот как описывается «праздник живота» с точки зрения бенгальца того времени: «Подавала красавица Пхуллора рыбу, мясо и другие явства, с удовольствием съедал все сын охотника». Такая вот «ведическая кулинария»!

Итак, как мы видим, при внимательном знакомстве с историческими источниками от мифа о чуть ли не «врождённом» вегетарианстве индийцев и его тотальном распространении не остаётся и следа.

(Статья взята на сайте mahadevi….ru/mamsa…htm.
Там же и список литературы, на основании которого написан этот материал.)

Was last modified: March 14th, 2019 by consultant

43 комментария к «Ведическая кулинария. Мясо»

  1. valeroz:
    -

    Много эксперементировал, сидел на чистом фрукто сыроедении 3 месяца, было смешанное питание на 95% сыроедение, пробывал овощи тушёные – жареные – варёные – солёные, пробывал рыбу, на мясо как то смотреть неприятно про есть молчу. чистое фрукто сыроедение прекрасно чувствуешь себя великолепно (приятный фруктовый запах изо рта), на смешанном питании тоже нормально (приятный запах изо рта),питаясь 50/50 термообработанными и живыми овощами – фруктами самочувствие не то, чувствуется угнетённость всего тела и невыносимая тяжесть в ЖКТ (запах гнили изо рта), если добавить рыбу получается кошмар текут сопли самочувствие ужасное как будто простудился (запах гнили изо рта).

  2. Лина:
    -

    valeroz,
    Спасибо за описания личного опыта. Редко кто так подробно может описать свои ощущения.
    Про запах гнили бывает, и изо рта может пахнуть, и кожа иногда не розами пахнет А иногда и нет. Иногда мясоед бьет по всем параметрам вегетарианца с пххим пищеварением, которое при вегетарианстве миоет расстроится еще больше.

    И вообще, нужно точно быть уверенным в своей викрити (текушей конституции).

    Бывает, что и при отказе от продуктов животного происхождения у человека начинает повышаться холестерин (который якобы от этих животных продуктов и был), как произощло со мной – после 8 лет вегетарианства, от моей “ботвы” посысился холестерин. А это – реакция организма на нехватку белка.

    Так что – когда стоит вопрос – здоровье или ахимса (ненасилие) или какие-то другие мотивы, то на первом месте – здоровье.

  3. Maxa:
    -

    Я вата с дефицитом массы, с многочисленными проблемами пищеварения.

    Пробовала все возможные диеты, чтобы оздоровиться, худеть мне вообще не резон – макробиотику, лактовегетарианство, веганство…эксперименты были длительными, практически по году, можно было бы перестроиться.

    Ничего не вышло. Без мяса психую, лысею, лежу бревном и не функционирую..

    Иногда мне вообще кажется, что если бы это не было так скучно, я бы без проблем питалась только вареной курицей, рисом, огурцами и авокадо..
    .
    правда, я не ем красное мясо, только птиц. но ничем другим компенсировать это не могу…

  4. Лина:
    -

    Maxa,
    Вегетарианство и все эксперименты с диетами для очень не рекомендованы.
    Никакая (ненасилие) не может стоять на первом месте, когда речь идёт о здоровье.

  5. Анна J:
    -

    “Никакая Ахимса (ненасилие) не может стоять на первом месте, когда речь идёт о здоровье.”

    Ахимса – это признание Бога над собой. Люди, питающиеся продуктами ненасилия, не о здоровье думают, ибо знают, что это зависит от предыдущих поступков, и вообще, от Божьей милости.

  6. Лина:
    -

    Анна,
    Бог и создал все ддруг для друга. И это законы жизни – поедание друг друга, как бы жутко это не звучало. Единицы (в относительном исчислении) по несколько лет жизни на вегетарианстве – не показатель. Большинстви же сообщают – “Я уже целый месяц вегетарианка!”. Это проходит:)

  7. bobo:
    -

    Маха, попробуйте делать маслянные массажи.

  8. Александр М:
    -

    Спасибо за статью и комментарии! Немного добавлю:

    Ватам не обязательно есть тяжёлую мясную пищу. И им не запрещается категорически вегетарианство. Некорректно так говорить. Есть большое разнообразие вегетарианской пищи, подходящей для вата-доши, не выводящей её из равновесия. Просто надо подобрать диету с профессиональным врачом аюрведы-вегетарианцем. Главное, надо понимать, что вегетарианство – это не овощи. Овощей там 25% примерно.

    Сама Аюрведа, правильно сказано, не запрещает мясо, однако правильнее говорить, что ни для одной из дош нет твёрдого указания есть мясо. Более того, такие авторы, как Давид Фроули, утверждают, что именно вегетарианская диета наиболее благоприятна для Вата-доши в силу её (этой доши) особенностей – а именно нерегулярного огня пищеварения. Я сам вата и я могу подтвердить это своим личным опытом.

    Ну и сразу, чтобы два раза не вставать))))) о статье…

    Хорошая статья, много ссылок на источники – это вроде внушает доверие. Однако хочу предостеречь тех, кто ещё не набил шишки на пути изучения первоисточников:

    Пусть вас не обманывают санскритские названия текстов. Во-первых, всегда уточняйте к какой традиции принадлежат эти тексты. Это связано с тем, что четыре Веды едины для всех, однако всё остальные тексты, т.н. “примыкающие” к ним, являются текстами конкретных традиций. И они различаются также сильно, как, например, современное христианство, буддизм, и мусульманство – т.е. очень сильно, если не сказать, что в чём-то кардинально.

    И конечно же, при таких различиях говорить, что мясоедение было частью ведийской(ведической) культуры неправильно.

    Правильнее было бы говорить, что в определённых традициях (и перечислить в каких) существовало мясоедение как норма и это подтверждается такими-то и такими-то текстами. В статье этого не хватает. Наоборот, дана просто выборка – салат из первоисточников – причём в основном шактизма и тантры. Но это же не может претендовать на роль всего индуизма.

    Более того, говоря о шактизме, надо заметить, что мясоедение является нормой для “тантры левой руки”, которая в свою очередь сильно отличается от “собратьев” своими тайными ритуалами – подношением мяса, в том числе иногда человеческого, употреблением наркотиков, вина, а также майтхуны (кто не знает, погуглите).

    И во-вторых, надо признать, что множество самхит, пуран и шастр значительно моложе, чем мы можем себе представить. Поэтому всегда старайтесь уточнять подтвержденные даты написания этих текстов.

    Призываю вас никогда не принимать за чистую монету даже ссылки на санскритские первоисточники, как бы надёжно они не звучали.

    Всегда проверяйте! Всех благ! :)

  9. Лина:
    -

    Александр,
    спасибо за отличное дополнение.
    Но я во вступлении указываю, что блог для начинающих. И если я буду забираться в дебри и сыпать ссылками на первоисточники, тут так никто и не разберется что делать.
    Поэтому – только отправные точки. А уже потом народ ищет и первоисточники.

    О Фраули – в материалах его института, в котором я училась и имеющихся у меня его книгах на английском (на русский не все переведены) – о вате и мясоедение то, что я и написала. Одобряется в тяжелых случаях.
    .

    Недавно товарищ один (Jinyeo) оставил (25) в посте “Вата Доша” как раз про такое состояние, когда на вегетарианстве довел себя. И тут может помочь именно утяжеление питания.

    Еще раз спасибо за очень толковый комментарий.

  10. Михаил:
    -

    Не знаю, как там индусы, а я совсем не привык к овощной диете. Вот поем я растительности, и через 1.5 – 2 часа я готов съесть вдвое больше еды, голод неописуемый. Наверное, я готовлю не очень правильно. Но вот с мяса (особенно, с отварной говядины) я хожу сытым часов 5. Так что, решайте сами, что для вас лучше: святой голод или природа хищника.

  11. Лина:
    -

    Михаил,
    да и не обязательно всем быть вегетарианцами. И индусы не все вегетарианцы. И современные и древние. Так что – как идет, так и идет. Нравится – ешьте.
    Вот, сколько примеров в истории – всю жизнь человек питался как хотел, пил, курил – прожил долго, а другой – правильно все делал – раз, и помер в расцвете лет.

    Само по себе вегетарианство не гарантирует здоровья. Тут ведь еще гены играют роль, порода. Да и род занятий. Некоторым просто не выжить без плотного питания. Как и людям некоторой аюрведической конституции – им просто предписывается тяжелая мясная диета. Так что, не заставляйте себя сидеть на вегетарианском питании, если душа не лежит.

  12. 2futbolki:
    -

    С удовольствием читаю Ваши рецепты. Спасибо, замечательный блог!

  13. Марина:
    -

    Я хочу сказать следующее-вегетарианкой стала из-за проблем в семейной жизни. Хочу отметить,что качество жизни улучшилось, и как бы многие проблемы стали обходить стороной,стала видеть выход из тупиковых ситуаций.

  14. Эля:
    -

    Добрый день Лина!

    Большое Вам спасибо за обширный материал, которым Вы с нами делитесь!
    Очень прошу Вас сообщить мне, если можно на почту о глазных каплях?!
    Как они называются, где их можно купить, в России, в Европе?

    Всего Вам доброго.
    Эля

  15. Лина:
    -

    Эля,
    О глазных каплях так что на почту (?) сообщить ничего нового не могу.

    В России давно не живу, так что не в курсе, что там твориться на рынках здоровья. Я стараюсь давать общую информацию, чтобы читатели из разных континентов могли сами вычислить и подобрать что-то на месте. Раньше на территорию бывших советских республик много аюрведических товаров поставляли украинские компании, (они добились их сертификации). В свете последних событий, я думаю, им не до аюрведы. Так что ищите самостоятельно.

  16. Марина М:
    -

    Здравствуйте,Лина. Мой сын(16лет) уже года 3 вегетарианец, он Вата с недостаточным весом. Пришли к вегетарианству мы вместе с сыном, но я с недавних пор иногда ем яйца и (реже)рыбу.

    Я, смотря на его худобу, чувствую свою вину, все-таки я сыграла большую роль в его вегетарианстве, не о каких яйцах он даже слышать не хочет.

    Насколько вредно для Ваты быть вегетарианцем, чем это может быть чревато? или все-таки это возможно?

  17. Лина:
    -

    Марина,
    Вегетарианство – не самая лучшая идея для бурно растущего организма. За рост тканей (всех) отвечает капха, и ее увеличение дает рост массы мушц, жира, костной ткани. А капха- увеличивающие продукты - это тяжелые, явно не вегетарианские.

    С в случаях потери массы тела прописывается тяжёлая мясная диета. Вегетарианство и сыроедение только усугубят проблему.

    “Насколько вредно для Ваты быть вегетарианцем, чем это может быть чревато? или все-таки это возможно?”
    – в первую очередь соблюдать (1-ю ступень Восьмиступенчатой Йоги) – неприченение вреда в любом его проявлении нужно к своему телу). И если тело страдает, а вслед за ним может, и ум, так как высокая вата приносит ментальные проблему, нервозность, бессонницу - то преимущества вегетарианства могут сойти на нет.

    Сейчас ваш сын может вас и не послушать, так как в таком возрасте родители редко (уже) являются авторитетом, или может, наоборот, зерна, посаженные вами, глубоко проросли.

    Трудно сказать, какую линию поведения вам выбрать. У нас сын с нами вегетарианил, а потом сказал «Я вас люблю, но питание буду менять, иначе я так и останусь задохликом». Любой тренер в спортазале скажет – «Хочешь иметь красивую фигуру – нужны правильные тренировки и высокобелковая диета». Мяса нужно много, иначе мышечную массу не нарастить. Подобное увеличивается подобным!

    Так что красивая фигура у многих молодых мужчин может быть главнее всего остального. И я их понимаю:)

  18. Марина М:
    -

    Спасибо вам,Лина,за ответ, честно говоря, я еще теплила надежду,что все не так страшно, но теперь просто руки опустились((даже не знаю, что делать. Ну…буду искать выход.

  19. Лина:
    -

    Марина,
    У меня с одной знакомой была такая же проблема - как подтолкнуть худенького молодого человека к тому, чтобы он хоть как-то набрал массу тела. Мы составили «коварный план». Многие подростки бывали влюблены в какую-нибудь мамину подругу, взрослую шикарную женшину, и как только она появлялась в гостях, тайно вздыхали и старались крутится поблизости. В окружении моей подруги таких не оказалось. Пришлось «позаимствовать» у другой подруги, с которой они иногда наведывались на чай к матери худенького подростка. Приходили с журналами, где были фото накачанных мужчин, листали их и начинали устраивать спектакль для подростка «Ах, какие мужчины, все бы отдала, только бы быть с таким рядом. Какое тело! Для меня - самое главное - правильное тело. Интересно, что они такое делают, чтобы такое тело получить?».

    Дальше шли громкие подробные объяснения о занятиях, питании. И все это было громко и запоминающееся. Сын все это слышал, хоть и из соседней комнате. Уходя, подруги шумно общались, вызывали из комнаты подростка для прощания, обнимали его, целовали (такие женщины! Он потом, поди, всю ночь это вспоминал:)

    Как-то потом встречалась с матерью этого бывшего подростка – все в порядке. Красавец-мужчина, от девушек отбою нет. Но стиль жизни сменил, как я и описывала раньше.

    Я не знаю, какую политику будете вести вы, я привела только один из возможных сценариев, наиболее действенный, так как замешан на фрейдистких установках.

  20. Инна gre:
    -

    Уважаемая Лина, доброго времени суток.
    Меня, как типичную Вата дошу(узкая кость, худоба, не в коня корм, выраженные вены на конечностях и тд, а также после 45 склонность к артрозным явлениям: хруст, а иногда и боль в суставах, видимые узелки на пальцах рук), давно интересует одно противоречие.

    Согласно аюрведе, Вата доше нужна тяжелая мясная пища. А как же артрозы? Ведь при мясной диете повышается кислотность организма, а значит и склонность к артрозным явлениям. Исходя из этого я пробовала полностью исключить мясо из своего рациона,оставив только рыбу, но стремительно худела и слабела.

    Пришлось вернуться к мясной диете. Меня лично на мясо не очень тянет, изредка включаю птицу в свой рацион, из животных белков ем в основном рыбу и морепродукты, иногда яйца. Но вот склонность к артрозам не дает мне покоя. Заранее благодарна за ответ.

  21. Лина:
    -

    Инна,
    “Ведь при мясной диете повышается кислотность организма, а значит и склонность к артрозным явлениям”

    Это только одна из теорий возникновения артрита, не очень подтвержденная.

    “косит” всех подряд. Он является одним из самых распространённых хронических заболеваний, трудно поддающихся лечению.

    Насчитывается около 100 видов разных подвидов артрита, имеющих свои симптомы. Диагноз ставят даже маленьком детям.

    А уже ближе к пенсионному возрасту артрит диагностируют у 80 % (в Северной Америке, по другим странам статистики у меня нет). И в эти 80 % входят и множество вегетарианцев. Т.е. вегетарианство нв спасает от артрита.

    Аюрведа не оперирует такими понятиями – кислотно-шелочной баланс.

    В аюрведе почти все виды артрита называются амавата – затоксикованное состояние при дисбалансе ваты. Патологические состояния артрита всегда начинаются с избытка и соединения амы (токсинов) и ваты. Все артриты также указывают на слабый (огонь пищеварения). Слабый агни влечёт за собой накопление непереваренной пищи – токсинов в кишечнике, которые благодаря движущей силе ваты начинают циркулировать и затем откладываться в суставах, костях, тканях, замедляя, ухудшая и препятствуя правильному метаболическому процессу.

    Артрит может быть вызван как внутренними, так и внешними факторами.

    Артрит более распространён у людей, живущих в ветреном и влажном климате.

    Причиной артрита могут быть и травматические повреждения, и аутоиммунные нарушения (при которых организм как бы атакует сам себя, поэтому многое из того, что относится к лечению аллергии, применимо и в отношении артрита).

    Так что сказать, что артрит возникает от употребления мяса, скорее всего нельзя.

  22. Инна gre:
    -

    Спасибо за исчерпывающий ответ. Есть о чем задуматься.. А как Вы, Лина, если не секрет, относитесь к гидроколонотерапии?

  23. Лина:
    -

    Инна,
    гидроколонотерапия – одна из полезных очистительных процедур, наравне с лечебными клизмами.

    Ни одна из вышеперечисленных процедур не помогает в востановлении перистальтики кищечника и прекращении запоров, избавлении от заболеваний печени, желудка, но вычистит хорошо (разные отделы).

    Уповать на гидроколонотерапию, как н панацею, наверное не стоит, но временный оздоровительный эффект она явно принесет.

  24. Инна gre:
    -

    Т.е. Вы думаете, что и людям с преобладающей Вата дошей, имеющим низкий вес, гидроколонотерапия тоже не повредит? Я задаю этот вопрос, поскольку замечала снижение своего веса даже после единичных клизм. Хотелось бы немного почистить кишечник, но меня смущает этот факт быстрой потери веса, ведь главное не навредить..Заранее благодарна за ответ.

  25. Лина:
    -

    Инна,
    Тут трудно сказать, никаких исследований, скорее всего, не проводилось, так как изобретение довольно новое, только личный опыт, результаты которого тоже не найти.

  26. Aleks:
    -

    Хм…Оказывается Аюрведа и Веды это абсолютно разные вещи!?Существует категория текстов, называемых термином «упаведа» («второстепенное знание»). Этот термин используется в традиционной литературе для обозначения ряда специфических текстов, которые не имеют отношения к Ведам, а просто представляют собой интересный предмет для изучения. И именно Аюрведа относится к этим второстепенным знаниям – упаведам. Интересно, интересно. Спасибо, теперь кое что прояснилось.

Среди множества кулинарных традиций всего мира ведическая кухня выделяется особенно. Она является неотъемлемой частью Аюрведы – древнейшей системы оздоровления. На каких принципах построено питание по Аюрведе и как настроение во время приготовления пищи связано с нашим самочувствием – о самых интересных секретах ведической кухни расскажем сегодня.

Что такое ведическая кухня?

Ведическая кухня – это сложноорганизованная система питания, в которой особое внимание уделяется сочетаемости продуктов и способу их приготовления. В основе этой системы лежит идея о том, что любая пища, которую употребляет человек, влияет как на его физическое состояние, так и на интеллектуальные и духовные качества.

Питание по Аюрведе можно охарактеризовать совсем кратко: это вегетарианская пища, которая перед употреблением должна пройти особый ритуал – преподношение Богу. Цель такого питания – привести человека в состояние физической и духовной гармонии.

Основные принципы ведической кухни

Ведическая кухня – это не просто свод исторически сложившихся кулинарных традиций. Это тщательно продуманный режим питания, который полностью соответствует системе мировосприятия, изложенной в Ведах. Рассмотрим основные принципы такого питания.

Вегетарианство

Только вегетарианская пища считается «чистой» и полезной, она делает тело здоровым, а ум – спокойным. И если «чистая» пища порождает в человеке светлые мысли и стремления, то «нечистая», наоборот, приводит его к разрушительным эмоциям и недобрым желаниям. Именно нечистая пища считается в Аюрведе главной причиной всех заболеваний.

Особый способ приготовления пищи

Главное, что характеризует ведическую кухню и выделяет ее среди других кулинарных традиций – особое отношение к процессу готовки. Древние арии считали, что единственная цель человеческой жизни – служение Богу, а приготовление пищи является одной из форм этого служения. Человек, находящийся на кухне, должен быть максимально сосредоточен, но при этом его мысли должны быть светлыми. Негативные эмоции не допустимы во время приготовления пищи, иначе еда впитает их в себя, словно яд.

Специи

Еще одной важной составляющей аюрведической кухни являются специи. Огромное число самых разных пряностей и трав, употребляемых при готовке, призвано сделать пищу разнообразной, а вкусы – насыщенными. Вкусовые качества еды очень важны: последователи Аюрведы часто говорят, что человек не ест пищу, а поглощает вкусы.

Аюрведа выделяет 6 главных вкусовых оттенков: кислый, сладкий, горький, соленый, острый, вяжущий.

Еще одно назначение пряностей в ведической кулинарии – профилактика заболеваний. Более того, многие из них обладают лечебным эффектом и призваны бороться с недугами. Таким образом, человек во время обеда не просто поглощает пищу, а и лечится.

Прасад – еда, предложенная Богу

Еда, приготовленная особым образом (то есть с молитвами) и преподнесенная Богу, называется «прасад». Считается, что она имеет самые лучшие питательные и полезные качества, и конечно, самый великолепный вкус.

Согласно ведической традиции, прасад имеет и другие удивительные свойства:

  • Он способен очищать человека на всех уровнях – как на физическом, так и на духовном;
  • Нейтрализует часть негативной кармы;
  • Эта пища дарит ощущение гармонии со своим телом и разумом;
  • Помогает духовному росту.

Одним словом, прасад – это пища не только для тела, но и для души. Поэтому последователи Вед верят, что прасад дает человеку намного больше, чем простая еда. Божественным даром принято угощать всех желающих – таким образом люди делятся божественной пищей и радостью с другими.

Что нельзя есть?

Мясо, рыба и яйца – вот главные продукты, которые следует исключить при переходе на аюрведическое питание. Хотя четкого запрета на них в ведической кухне нет. Можно даже встретить рекомендацию запивать мясо вином, чтобы оно легче усваивалось.

Тем не менее, Веды предупреждают: животная пища ведет человека к деградации. Дело в том, что любая еда несет информацию о своем происхождении, соответственно, плоть убитых животных буквально пронизана энергией страдания и насилия. Тот, кто употребляет ее регулярно, никогда не достигнет гармонии.

Что можно есть в ведической кухне?

Считается, что только ведическая кухня может дать полное понимание того, насколько разнообразными и вкусными бывают блюда без мяса. Согласно канонам Аюрведы, самыми полезными продуктами являются молоко и мед.

В ежедневном рационе также должны присутствовать:

  • Овощи;
  • Фрукты (особенно манго) и ягоды;
  • Кисломолочные продукты;
  • Злаки;
  • Бобовые;
  • Орехи.

Этот список составляет основу ведического меню. Сюда также можно добавить такие пряности, как куркума, кориандр, черный перец. Лучшими напитками считаются фруктовые соки и вода. Все перечисленные продукты – это «чистая» пища, которая подарена людям самой природой. Считается, что она на 100% усваивается организмом и не создает вредных продуктов распада.

Как правильно готовить продукты и напитки по ведической кухне?

Самое важное в процессе приготовления ведической пищи – настроение и мысли того, кто готовит, поэтому готовка отчасти напоминает медитацию. Делать это необходимо в свежей одежде, в чистом помещении, на чистой и красивой посуде. Желательно, чтобы при этом играла спокойная музыка, можно слушать молитвы и мантры.

В процессе приготовления еду никогда не пробуют – готовность определяется исключительно по внешнему виду. В состав блюд ни в коем случае не должны входить мясо, рыба, яйца, лук, чеснок и алкоголь.

Готовый прасад проходит через специальный ритуал: пищу раскладывают на специальном алтаре, что символизирует преподношение Богу, при этом трижды читается Маха-мантра. А через некоторое время (как правило, это промежуток в 10-15 минут) пищу забирают и едят.

Разнообразие вкусов

Согласно принципам ведической кухни, в еде должны присутствовать все 6 основных вкусов. Если мы слишком привязаны к какому-то одному вкусу, но совсем не получаем другого – это негативным образом отразится на здоровье и умственных возможностях.

Аюрведа говорит о соответствии вкусов и способностей человека следующее:

  • Горький вкус помогает справляться с трудностями;
  • Сладкий помогает расслабиться и почувствовать радость жизни;
  • Кислый – прощать обиды;
  • Соленый – быть физически выносливым;
  • Острый активирует деятельность мозга;
  • Вяжущий вкус успокаивает ум.

Сочетаемость продуктов

Чтобы еда была максимально полезной, стоит запомнить основные принципы сочетаемости продуктов:


Как правильно употреблять пищу по ведической кухне?

Большое значение имеет своевременность приемов пищи. Идеальный режим питания составляется с учетом движения планет, поскольку все ведическое знание в немалой степени опирается на космические законы. К примеру, считается, что в часы, когда Солнце находится в зените, пищеварение будет самым активным.

  • Поэтому идеальное время для основной трапезы – промежуток с 11 утра до 14 часов дня.
  • До ужина должно пройти не менее 5-6 часов .
  • Следующий прием пищи можно провести с 15 до 18 часов.
  • С 18 до 22 часов снова наступает неблагоприятное для еды время – в эти часы лучше всего только пить молоко с пряностями.

Следующий принцип отчасти перекликается с поговоркой «когда я ем, я глух и нем». Веды учат: принимать пищу нужно в спокойной обстановке, не спеша, и что самое главное – без посторонних источников информации. Еда сама по себе является информацией, и различные отвлекающие факторы (например, разговоры) будут затруднять ее принятие.

Секреты ведической кухни

Поговорим о других, менее известных принципах ведической кухни. К примеру, Аюрведа утверждает, что каждому сезону и времени суток соответствуют определенные блюда.

Продукты по временам года

В холодные месяцы желательно употреблять больше согревающих продуктов и пряностей, таких как топленое масло, ряженка, бобовые культуры, шамбала (специя). А основу зимнего рациона должна составлять горячая, мягкая и вязкая пища – супы, каши.

Летом предпочтительнее употреблять в пищу охлаждающие продукты: кефир, рис, овощи, кокос, лимон, бананы, имбирь.

Продукты по времени суток

Завтрак должен быть легким, насыщенным сладкими вкусами. К примеру, отлично подойдет молочная каша с медом, фруктами или орехами, а также кисломолочные продукты и напитки из сухофруктов. «Утренние» специи – это корица, ваниль и анис.

Обед – это основной прием пищи, поэтому он должен быть максимально питательным. Бобовые и злаковые культуры, овощи, сыры и запеченные фрукты сделают обед сытным.

На ужин стоит отдать предпочтение овощам, причем только тем, которые растут на поверхности земли (баклажаны, тыква). Из круп лучшим вариантом будет гречка. Кроме того, на ужин желательно употреблять как можно меньше специй.

Спустя час после каждого приема пищи рекомендуется выпивать по стакану воды.

Свежесть еды

Только свежая еда, приготовленная не более трех часов назад, будет действительно полезной для здоровья и самочувствия. Исключением являются только сладкие лакомства и выпечка. Отсюда следует, что готовить нужно ровно столько еды, сколько необходимо для одного приема пищи.

Возникает закономерный вопрос: как быть с той едой, которая осталась после обеда? На этот счет Веды говорят: будьте щедрыми, но не расточительными. Проявлять чистую щедрость, приглашать друзей и угощать божественной пищей других людей означает улучшать и свою, и их карму. Но никогда не следует выбрасывать прасад, ведь остатками пищи всегда можно покормить животных.

И напоследок

Некоторых людей смущает тот факт, что большинство ведических рецептов основано на использовании экзотических для России продуктов (в особенности это касается специй). Пусть это не будет препятствием к знакомству с ведической кухней: заменять некоторые ингредиенты не более привычные можно без всяких сомнений. Аюрведа допускает, что люди, проживающие на разных широтах, могут иметь разные вкусовые привычки и потребности. Главное, чтобы процесс приготовления пищи соответствовал основным принципам ведической кухни.

Ведическая кулинария славится искусным приготовлением и богатейшей палитрой вегетарианских блюд. Она признана одной из древнейших и самых целебных в мире. В ней нет строгих догм и запретов. Она превосходно вписывается в любую культурную и национальную традицию, гармонично сочетая древние знания и законы с современными реалиями. Предложенные блюда немного приоткроют дверцу в загадочный и красочный мир ведической кухни. Побалуйте себя и удивите близких вкусными, легкими и очень полезными кулинарными шедеврами. Ведические рецепты и лежащая в их основе философия питания помогут найти путь к сердцу любимого и, самое главное, к своему собственному. Приступать к приготовлению блюд необходимо в состоянии спокойствия и духовной сосредоточенности. Лишь при соблюдении данного золотого правила они принесут пользу вам и всем, кому вы их подадите.

Зависимость долголетия от культуры питания

к оглавлению

Ведическая кулинария в современной интерпретации

к оглавлению

Овощи в кокосовом молоке

Очень вкусное, легкое, несложное в приготовлении и, самое главное, необычайно полезное ведическое блюдо. Богатый овощной состав превосходно впишется в любое меню, сделав его более оригинальным и разнообразным.

На 4 порции понадобится: 250 г кольраби, 200 г цукини, 250 г моркови, 1 лимон, 2 зубчика чеснока, 2 лавровых листа, 1 луковица, 4 ст.л. любого растительного масла, 150 г красной чечевицы, 300 мл овощного бульона, 200 мл молока, 200 мл кокосового молока, соль, щепотка имбиря и карри.

Приготовление блюда

Крупно посечь кольраби. Цукини разрезать пополам и порезать небольшими кусочками. Мелко нарезать морковь и лимонную цедру. Выжать лимонный сок. 1 зубчик чеснока и лук порезать маленькими кубиками и обжарить в растительном масле. К чесноку и луку влить овощной бульон и добавить чечевицу. Довести до кипения. Снять с плиты. Не снимая крышку, дать постоять 12 минут, чтобы лучше разбухла чечевица. Слить овощной бульон. Измельчить второй зубчик чеснока и вместе с лимонной цедрой и лавровым листом пропарить в оставшемся масле. Добавить все овощи. Тушить на среднем огне минут 10. Влить коровье и кокосовое молоко. Довести до кипения. Добавить соль и пряности по вкусу. Полить готовое блюдо лимонным соком.

около 275 ккал, белки –13 г, жиры –12 г, углеводы –25 г.

к оглавлению

Овощные оладьи с зеленым творожно-сметанным соусом

Совсем немного фантазии и вдохновения превратят обычные овощи со свежей зеленью в весьма пикантное, изысканное, оригинальное ведическое блюдо. Свежее, легкое, быстрое в приготовлении оно будет ярким дополнением вашего повседневного рациона и придется по вкусу всей семье.

На 4 порции понадобится: 1 кг картофеля, 2 моркови,1 кг цукини, 1 луковица, соль, перец, по щепотке молотого мускатного ореха и порошка карри, 100 г цельнозерновой пшеничной муки, 2 яйца, немного воды, 4 ст.л. любого растительного масла.

Для соуса понадобится: 250 г нежирного творога, 4 ст.л. сметаны, 4 ст.л. свежей рубленой зелени (репчатый лук, петрушка, укроп, зеленый базилик), перец, соль.

Для салата понадобится: 600 г спелых томатов, несколько листов руколы, яблочный уксус, соль, перец, 4 ст.л. растительного масла.

Приготовление блюда

Вымытый почищенный картофель, морковь и цукини натереть на мелкую терку. Мелко посечь лук. Добавить приправы, муку и яйца. Хорошо перемешать до образования густой однородной массы. Если консистенция слишком сухая, можно добавить немного воды. Разогреть масло в сковороде с антипригарным покрытием. Готовое тесто выкладываем на сковороду столовой ложкой. Обжарить оладьи с обеих сторон. Готовые оладьи выложить на кухонную бумагу, чтобы убрать излишний жир. Подавать теплыми с соусом и салатом.

Соус: смешать в блендере творог, сметану, зелень и специи до образования однородной кремообразной массы.

Салат: нарезанные дольками помидоры смешать с посеченной руколой. Заправить яблочным уксусом, растительным маслом и специями.

Энергетическая ценность каждой порции: около 490 ккал, белки –22 г, жиры –15 г, углеводы –63 г.

к оглавлению

Жареная лапша с имбирем, свежими ростками и овощами

Оригинальный ведический рецепт с сочной зеленью и свежими овощами. Новая сочная пикантная нотка в вашем меню. Традиционная полезность в необычной подаче.

На 4 порции понадобится: 350 г восточной яичной лапши, соль, 200 г моркови, зеленый лук – 6 штук, 350 г белокочанной капусты, 2-3 средних зубчика чеснока, 250 г корня свежего имбиря,100 г свежих ростков сои, 4-5 ст.л. любого растительного масла, 2 яйца, листья кориандра.

Приготовление блюда

Отварить вермишель в соответствии с рекомендациями производителя. Откинуть на дуршлаг. Морковь нарезать тонкой соломкой. Порубить лук. Посечь капусту. Мелко порезать чеснок. Имбирь почистить и натереть на терке. Ростки сои обдать кипятком и обсушить. Подогреть в сковороде растительное масло. Пропарить в разогретом растительном масле чеснок и имбирь. Добавить морковь, лук и капусту. Жарить минут пять, постоянно помешивая. Добавить отваренную вермишель и соевые ростки. Интенсивно помешивая, дать прожариться еще несколько минут. Вбить яйца. Перемешать. Когда яйца будут готовы, можно снимать с огня. Готовое блюдо посыпать рублеными листьями кориандра.

Полезный совет: прекрасно сочетается с соевым соусом или любым соусом с кисло-сладким вкусом. Если блюдо будут есть маленькие дети, сократите количество имбиря до 10 г.

Энергетическая ценность каждой порции: около 480 ккал, белков –15 г, жиров –14 г, углеводов –70 г.

к оглавлению

Салат с бульгуром и мятой

Легкий, но питательный салатик, богатый необходимыми витаминами и минералами. Простое, быстрое в приготовлении ведическое блюдо с освежающим мятным привкусом придется по вкусу всей семье. Бульгур популярен не только на Востоке, но и в средиземноморских странах, где его высоко ценят за оригинальный ореховый привкус, богатый витаминный состав и высокую питательную ценность.

На 4 порции понадобится: 150 г бульгура, 400 гогурцов, 400 г спелых помидоров, 2 стебля зеленого лука, небольшой пучок петрушки, 4 веточки свежей перечной мяты, 1 лимон, 4 ст.л. оливкового масла, соль, перец.

Приготовление блюда

Бульгур отварить в 250 мл воды. Дать остыть. Огурцы и томаты нарезать крупными кубиками (1-2 см). Мелко порубить лук, петрушку и мяту. К остывшему бульгуру добавить овощи и зелень. Свежевыжатый лимонный сок смешать с оливковым маслом, солью и перцем. Приправить им салат.

Полезный совет: послужит прекрасным легким гарниром к рыбе и мясу.

Энергетическая ценность каждой порции: около 245 ккал, белки –5 г, жиры –11 г, углеводы –30 г.

к оглавлению

Сладкий картофель с карри в кокосовом молоке

Иногда так хочется чего-то нового, необычного, экзотического. Батат, карри и кокосовое молоко – то, что нужно! Внесите в свое обычное меню загадочные ведические нотки.

На 4 порции понадобится: 500 г батата (сладкого картофеля), лук порей, 2 ст.л. любого растительного масла, 450 мл кокосового молока, соль, 1 ст.л. пасты карри (желтой), 250 г коктейльных помидоров (маленькие помидоры, например, сорта черри), 3 ст.л. соевого соуса, 3 ст.л. сока лиметты (если нет лиметты, можно использовать обычный лимонный сок с медом в пропорции 2:1), листья кориандра.

Приготовление блюда

Почищенный батат нарезать соломкой или небольшими кубиками. Посечь лук. Разогреть на сковороде растительное масло. Влить пасту карри. Дать ей немного пропариться. Влить кокосовое молоко. Довести до кипения. Кипятить около 1 минуты. Добавить нарезанный батат и лук. Посолить. Приправить соевым соусом. Накрыть крышкой и тушить около восьми минут. Влить немного воды. Добавить разрезанные пополам помидоры и сок лиметты. Подержать на огне 2 минуты. Готовое блюдо посыпать листьями кориандра.

Полезный совет: прекрасно сочетается с рисом.

Энергетическая ценность каждой порции: около 190 ккал, белков –5 г, жиров –4 г, углеводов – 34г.

к оглавлению

Вкусная эклектика ведической и европейской кулинарии

к оглавлению

Зеленая спаржа с соусом сальса и пармезаном

Легкое, свежее, витаминное блюдо. Идеальная вегетарианская закуска, представляющая собой пикантную эклектику традиционной ведической кулинарии и европейской кухни. Минимум времени для приготовления – максимум пользы для здоровья. Еще одна возможность удивить близких оригинальным приготовлением «приевшейся» зелени.

На 4 порции понадобится: 2,5 кг зеленой спаржи, соль, щепотка молотого мускатного ореха, 5 средних редисок, 4 ст.л. рубленой зелени (базилик, мелисса), 7 ст.л. свежевыжатого лимонного сока, 5 ст.л. кунжутного или оливкового масла, черный перец (молотый), 5 ст.л. тертого пармезана.

Приготовление блюда

Почищенную спаржу поместить в кипящую воду со щепоткой соли и мускатным орехом. Отваривать 10 минут. Готовую спаржу вынуть и обсушить. Для соуса сальса: натереть редис, смешать с рубленой зеленью, солью, перцем и лимонным соком. Полить спаржу соусом сальса и приправит тертым пармезаном.

Полезный совет: прекрасно сочетается со свежим ржаным хлебом из пророщенных зерен.

Энергетическая ценность каждой порции: около 220 ккал, белков –13 г, жиров –13 г, углеводов –12 г.

к оглавлению

Спагетти в фенхельно-папричном соусе суго

Спагетти популярно не только у себя на родине, в Италии, но и практически во всем мире. И в этом нет ничего удивительного, ведь с ним никогда не бывает скучно. Благодаря огромнейшему разнообразию соусов, оно всегда удивляет новизной и оригинальностью вкусов. Добралось спагетти и до ведической кулинарии, известной искусным приготовлением вегетарианских блюд. Для многих любителей спагетти предлагаемый рецепт станет настоящей находкой, открывающей новые грани вкуса и новые высоты кулинарного мастерства. Удивите свою семью и друзей невероятно вкусным и полезным блюдом.

На 4 порции понадобится: 400 г спагетти из цельного зерна, 4 ст.л. оливкового масла, 1 крупная луковица, 1 зубчик чеснока, 1 крупная желтая паприка, 1 корень фенхеля, 1 небольшая баночка маринованных помидоров черри, 50 г черных оливок, соль, молотый перец, орегано (душица), чабрец (тимьян), маринованные каперсы, листья базилика, 4 ст.л. тертого пармезана.

Приготовление блюда

Мелко посечь лук и чеснок. Паприку нарезать кубиками, фенхель – тонкой продолговатой соломкой. Оливковое масло разогреть в сотейнике. В разогретое масло добавить лук, чеснок, паприку и фенхель. Дать немного пропариться. Добавить томаты, орегано и чабрец. Накрыть сотейник крышкой и тушить минут 10 на маленьком огне. Тем временем отварить спагетти. В самом конце к готовящемуся в сотейнике суго добавить по вкусу измельченные каперсы, оливки, соль и перец. Готовый соус выложить на спагетти. Украсить листьями базилика и тертым пармезаном. Подавать горячим.

Полезный совет: маленьким детям каперсы лучше не добавлять. Замените их свежей зеленью и листовым салатом с оливковым маслом.

Энергетическая ценность каждой порции: около 550 ккал, белки –21 г, жиры –20 г, углеводы –70 г.

к оглавлению

Оригинальный десерт: пикантное банановое ласси

Ласси – традиционный прохладительный напиток, популярный в Индии и Пакистане. Готовится на основе йогурта (дахи) с добавлением воды или молока, специй, соли, трав и фруктов. Может быть как пряным, соленым, так и сладким. Ласси, приготовленное в лучших традициях ведической кухни, служит превосходным освежающим дополнением к легкой летней трапезе или охлаждающим десертом, радующим пикантным вкусом и наполняющим энергией.

На 4 порции понадобится: пюре из 1 спелого банана, 250 г обезжиренного йогурта без добавок и ароматизаторов, щепотка молотого имбиря, 1/4 ст.л. ванили, щепотка кардамона, 1-2 ст.л. кленового сиропа.

Приготовление

Смешать в блендере бананы, йогурт и специи. Добавить холодную воду. Хорошенько взбить. По вкусу полить кленовым сиропом.

Полезный совет: подавать в качестве десерта охлажденным, но не ледяным. Можно добавить кубики льда. Готовя ласси для маленьких детей, ограничьтесь ванилью и кленовым сиропом, исключив кардамон и имбирь.

Энергетическая ценность каждой порции: около 75 ккал, белки –2 г, жиры –0 г, углеводы –16 г.

Приятного аппетита!

Последние материалы сайта