ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Расширение словарного запаса детей:
названия: семья, родители, родственники, дети, работа, забота, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, утро, день, вечер, младенец, племянница, тетя, дядя, подарок, сюрприз, праздник, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан;
признаки: родная, любимая, заботливая, взрослые, маленькие, большие, старшие, младшие, молодые, старые, ласковая, стройная, умная, красивая, внимательная, серьезная;
действия: жить, заботиться, расти, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, стирать, убирать, гладить, читать, отдыхать, заниматься, завтракать, обедать, ужинать, жалеть, поздравить, дарить, мастерить, шить, вязать, вышивать.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование притяжательных прилагательных «Назови, чей?»
Мама - (значит, ты чей? чья?) мамин (а),
папа - папин(а),
бабушка - бабушкин (а),
дедушка - дедушкин (а),
дядя - дядин (а),
тетя - тетин (а).
Образование простых причастий и прилагательных «Назови, какой?»
Жить - живущий,
расти - растущий,
любить - любимый,
уважать - уважаемый,
гладить - глаженый,
стараться - старательный,
заботиться - заботливый,
отдыхать - отдыхающий.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Дети - детки - деточки;
семья - семейка;
мама - маменька, мамулечка, матушка;
папа - папочка, папуленька, папулечка;
сын - сыночек, сынуля, сыночка;
дедушка - дедулечка;
бабушка - бабулечка;
дочь - дочка - доченька, дочуленька;
внук - внучек, внучок;
внучка - внученька;
сестра - сестричка, сестреночка;
брат - братик.
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один - много»
Семья - семьи - много семей,
ребенок - дети - детей,
работа - работы - много работы (работ),
мама - мамы - мам,
папа - папы - пап,
дедушка - дедушки - дедушек,
бабушка - бабушки - бабушек,
сын - сыны (сыновья) - сынов (сыновей),
дочь - дочери - дочерей,
сестра - сестры - сестер,
брат - братья - братьев,
внук - внуки - внуков,
младенец - младенцы - младенцев,
цветок - цветы - цветов,
подарок - подарки - подарков,
праздник - праздники - праздников.
Склонение существительного «Закончи предложения»
У каждого малыша есть... (мама). Каждый человек любит свою... (маму). На свете очень трудно жить без... (мамы). На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы... (маме). Я люблю гулять со своей... (мамой). Я очень горжусь своей... (мамой).
Лексический строй речи
Поиск соответствующих понятий «Опиши, какая (какой), что делает?»
Мама - веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьет, моет;
бабушка - ... ;
дедушка - ... ;
папа - ... ;
брат - ... ;
сестра - ....
Построение монолога «Расскажи о семье по плану» (детям от 6 лет):
сколько в семье человек;
с кем живет ребенок (если неполная семья);
как зовут родителей (имя, отчество);
кем работают родители;
сколько лет брату (сестре);
в каком классе учится брат (сестра);
какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая..).
Поиск соответствующего понятия «Беседа о семье» (детям от 6 лет)
Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? (Сын, дочь.) Кто ты бабушке? (Внук, внучка.) Кто старше: мама или бабушка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи?
В первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает женский праздник (праздник мам и бабушек). Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет - пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
МИНУТКА ОТДЫХА
«Кто кому кто?»
Бабушка, бабушка, я чья дочка?
Ты Федина дочь, моего сыночка.
Мой папа большой, а совсем не сыночек.
Сыночек. Брат моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
Да разве у дочки мы были? У тети!
Тетю твою я в люльке качала...
Бабушка, стой, объясни-ка сначала,
Кто мне Наташа и два ее братца?
Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох была и шустра!
А ты доводишься... Хитрое дело...
Бабушка, что-то у нас пригорело!
Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало.
Я. Аким
Для мамы
Сказал мне папа: - Мила,
А ты не позабыла?
У мамы праздник! -
Знаю! Платочек вышиваю,
С каемкою, с цветами,
Своей любимой маме.
Г. Бойко
Март
Третий месяц у ворот -
Это к солнцу поворот.
Зимний сторож Снеговик
Ежится, мрачнеет.
Старый, к холоду привык,
Он в тепле худеет.
Верба за моим окном
Почки распустила -
Раньше всех в краю родном
Расцвести решила.
Принесу я ветку в дом
И на стол поставлю.
Завтра утром с женским днем
Маму я поздравлю.
Ю. Коринец
Мамин день
Все хожу, все думаю, смотрю:
«Что ж я завтра маме подарю?
Может, куклу? Может быть, конфет?»
Нет! Вот тебе, родная, в твой денек
Аленький цветочек-огонек!
Вашему вниманию представлены материалы по лексической теме «Мамин праздник». Данная тема является составной частью совместной образовательной деятельности тематической недели, посвященной международному женскому дню.
Дошкольный возраст, это возраст когда дети познают окружающий мир, ежедневно делают для себя новые открытия. Я заметила, что информация, которую мы даем детям в процессе обучения, усваивается детьми успешнее, если она дается не только в словесной форме, но и подкрепляется возможностью самим практически действовать.
Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Поэтому в совместной деятельности с детьми я стараюсь давать возможность детям самим действовать.
Моя задача – поддержать интерес детей к близким родственникам – маме, бабушке, вызвать желание радовать их, заботиться о них, радоваться тому, что можно самим сделать для них подарки к празднику.
Цель совместной деятельности: обобщить знания детей о маме, бабушке, их значении в жизни детей.
1. Образовательная: формировать представления детей о маме и бабушке как о значимых и любимых людях в окружении ребёнка, о празднике 8 марта, обогащать словарный запас детей (дорогая, родная, любящая, единственная, заботливая).
2. Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию действий в системе «глаз – рука» через изготовление поделок.
3. Воспитательная: воспитывать заботливое отношение к мамам и бабушкам через желание отблагодарить их за любовь, через стремление выполнить подарки своими руками.
Предполагаемый результат: обобщение знаний о близких, которые значимы в жизни ребёнка, о женском празднике, изготовление подарков.
Загадки, дидактические и подвижные игры по лексической теме "Мамин праздник"
Предлагаю вашему вниманию подборку загадок, дидактических и подвижных игр, которые можно использовать в своей работе как логопедам, так и воспитателям. Лексическая тема «Мамин праздник»....
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов и дефектологов. Тема: «Интеграция образовательных областей «Социализация» и «Познание»
В этой работе раскрыты основные направления развития детей и образовательных областей. Широко представлена интеграция образовательных областей «Социализация» и «Познание» с другими образовательн...
Конкурсная работа (мир-олимпиад.рф) от 25.03.2015 г.Презентация"Игровая деятельность в работе учителя-логопеда". Награждена дипломом Победителя 1 степени Всероссийского конкурса учителей с международным участием.
Тема занятия:дифференциация звуков р-л....
Домашние задания по лексической теме «Праздник мам, Женские профессии» способствуют постепенному количественному и качественному росту словаря ребенка, а также нормализации грамматического строя речи. Упражнения и дидактические игры ориентируют родителей в объеме информации, которую должен усвоить их ребенок в процессе логопедических занятий.
1. Провести беседу о том, что в первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает женский праздник (праздник мам и бабушек). Кем может работать мама (женские профессии)?
Расширяем словарный запас: подарок, сюрприз, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан, родная, любимая, заботливая, ласковая, стройная, умная и т.д., заботиться, любить, уважать, стараться, дарить, помогать, готовить и т.д.; профессии.
2. Подбор прилагательных:
Мама, какая? – взрослая, ласковая, умная и т.д.
Бабушка, какая? – заботливая, добрая и т.д.
Сестренка, какая? – маленькая, веселая и т.д.
3. Подбор слов – действий:
Что умеет делать мам? – шить на машинке одежду, резать ножом продукты, подметать веником пол и т.д.
Что умеет бабушка? – печь пироги, жарить картошку, вышивать иголкой, вязать спицами шарф и т.д.
Что умеет делать сестренка? – рисовать красками, лепить снеговика, играть с собакой и т.д.
4. Согласование существительных с числительными:
Одна мама, две мамы, пять мам.
Одна бабушка, две бабушки, пять бабушек.
Одна сестра, две сестры, пять сестер.
Одна учительница, две учительницы, пять учительниц.
Один продавец, два продавца, пять продавцов и т.д.
5. Словообразование (приставочные глаголы):
Мама что делает? – гладит. Мама, что сделает? – погладит, отгладит, выгладит, загладит.
Стирает – отстирает, постирает, выстирает, настирает.
Шьет – пришьет, вышьет, зашьет.
Лечит- полечит, залечит, вылечит.
Учит – научит, поучит, заучит, выучит и т.д.
6. Закончи предложение (склонение существительного):
У каждого малыша есть …(мама). Каждый человек любит свою … На свете очень трудно жить без … На праздник 8 марта мы дарим подарки и цветы… Я люблю гулять со своей … Я очень горжусь своей…
7. Составление рассказа-описания о маме (бабушке, сестренке) по плану:
Как зовут (имя, отчество), возраст, внешность, профессия, за что ты ее любишь, чем ей помогаешь?
8. Составление рассказа-сравнения о маме и бабушке по плану:
9. Прочитайте и разберите стихотворение:
«Кто кому кто?»
Бабушка, бабушка, я чья дочка?
- Ты Федина дочь, моего сыночка.
- Мой папа большой, а совсем не сыночек.
- Сыночек. Брат моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
- Да разве у дочки мы были? У тети!
- Тетю твою я в люльке качала…
- Бабушка, стой, объясни-ка сначала,
Кто мне Наташа и два ее братца?
- Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох была и шустра!
А ты доводишься…Хитрое дело…
-Бабушка, что-то у нас пригорело!
- Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало.
Я. Аким
10. Выучите стихотворение:
Все хожу, все думаю, смотрю:
«Что ж я завтра маме подарю?
Может куклу? Может быть, конфет?»- Нет!
Аленький цветочек-огонек!
Королева Елена Валерьевна,
учитель-логопед,
детский сад №1655 комбинированного вида
с логопедическими группами, г. Москва
Тематический проект к
«Дню матери» в подготовительной группе.
С итоговой презентацией
поделок родителей.
«Умелые руки не знают скуки»
Актуальность:
Приближается праздник «День Матери», праздник самого близкого и родного нам человека, которая нам подарила жизнь. К сожалению отношение детей в последнее время к своим близким и родным меняется, может и меняется отношение родителей к своим чадам. И в чем причина, увы, пока не до конца мне понятна. Может быть, в нашем современном мире, родители очень заняты своей карьерой, домашними хлопотами, и детям не хватает внимания и ласки? И дети злятся за это на родителей, обижаются…? Очень часто видно, на улице и в магазинах грубое обращение между детьми и родителями. А ведь семья это святое, это мирок, который должен быть полон любви, понимания и доброты. И мы, как воспитатели, воспитывая детей 12 часов в сутки, должны воспитывать в наших детях уважительное отношение к своим родным, стремиться оберегать себя и близких, помогать друг другу. Читать воспитанникам художественную литературу, где отображены положительные моменты из жизни семьи; обыгрывать сюжетно-ролевые игры про семью…
И с любовью смотря на своих воспитанников, мне захотелось создать им и их родителям, прекрасный праздник, где соберутся самые близкие и родные. Для этого праздника и был создан проект «Мамочка милая, ангел с небес».
Цель проекта – формирование углубленного представления о семье, как о самом святом и надежном, что есть в жизни человека. Знать и хранить свои семейные традиции, предавать их из поколения в поколение.
Задачи проекта:
Создание благоприятной атмосферы на утреннике;
- Учить детей передавать свои положительные эмоции близким, через чтение стихотворения;
- Развивать творческие способности детей;
- Вызывать желание делать подарки своим близким;
Участниками проекта являются дети, воспитатели и родители.
Срок и место реализации - ноябрь 2015 года. МКДОУ «Детский сад № 11» г. Нижнеудинска.
Ожидаемые результаты:
- Дети должны знать, свой адрес, город, в котором проживают; Знать фамилию, имя и отчество как свою, так и у родителей;
- Знать свои исторические корни;
- Понимать что хорошая семья – этот пример для подражания.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы;
Воспитатели группы;
Музыкальный работник;
Родители.
План реализации проекта:
Направление:
Срок реализации: ноябрь
Ответственные: воспитатели группы
Содержание работы:
Подготовительный этап: подбор методической литературы; разучивание стихотворение о близких людях; разучивание песен, консультация с родителями.
Цель: подготовка к празднику «Мамочка милая, ангел с небес»; сотрудничество с родителями по подготовке к итоговому развлечению.
Основной этап проекта:
Беседы: «Моя семья», «Моя мама», послушать рассказ М. Зощенко «Показательный ребенок».
Цель - Знать фамилию, имя, отчество своих родителей, где работают, общие интересы в семье. В ходе беседы дать детям представление о семье, об особой роли мамы в семье. Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, нежность и ласку. С 2009 года проходит акция «Поговори со мною мама». На актуальную тему был разработан инновационный проект..
Родительские посиделки с целью знакомства с результатами анкетирования и обсуждения идей реализации проекта.
Подготовка наглядной информации для памятки «Родительские заповеди», плакатов «Лучше матери друга не сыщешь», «Не та мать, что родит, а та, что сердцем наградит».
Подготовка и оформление с помощью родителей фото выставки «Наши любимые мамы», оформление стенда: «Умелые руки не знают скуки! ».
Интеграция непосредственно- образовательных областей программы в соответствии с ФГОС в ходе реализации проекта «День матери»:
Образовательная область
Содержание
Задачи для детей подготовительной группы ДОУ
Социализация
сюжетно- ролевые игры «Мама дома», «Семья», «Мама в магазине», «Мама в больнице», «Мама на работе» (мама-парикмахер, мама-продавец, мама-врач, мама-медсестра, мама-маляр);
рассматривание фотовернисажа «Всех дороже мне она… Это мамочка моя»;
дидактические игры «Подбери наряд на праздник», «Накрой на стол», «Укрась шляпку», «Мама – детеныши»;
рассматривание семейных фотоальбомов
Продолжить развивать игровую деятельность детей, совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе полученных знаний, полученных при восприятии окружающего.
Формировать гендерную, семейную принадлежности
Труд
беседа на тему
«Как я помогаю маме дома», «Мамино любимое занятие»
Развить желание вместе с взрослым и с их помощью выполнять пассильные трудовые поручения
Познание
беседа на темы «Мамы разные нужны, мамы разные важны», «Как маме помочь приготовить салат»
Расширить преставления о труде взрослых
Коммуникация
заучивание стихотворений наизусть Е. Благинина «Посидим в тишине»,
М.Родина «Мамины руки»
словесная игра «Мамочка»
тематическая образовательная деятельность «День матери»
Продолжать учить выразительно пересказывать, рассказывать литературный текст
Чтение художественной литературы
чтение рассказов: Емельянов Б. МАМИНЫ РУКИ, Е.Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить», «Мамино горе», сказок «Кукушка» (ненецк.) обр. К.Шарова, «Айога» (нанайск.), «Сказки о глупом мышонке» С.Маршак, стихотворений: С. Михалков «А что у вас?», А. Барто «Разлука», «Разговор с мамой», «Мама ходит на работу», М.Пляцковский «Мамина песенка»,
Е. Благинина «Мамин день»
Развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству
Художественное творчество
изготовление магнитиков «Яблоко» в подарок мамам на день матери;
рисование портретов мам, на тему «Моя мамочка» «Наряд для мамы»;
лепка «Сладости для мамы», «Цветы для мамы»;
раскрашивание раскрасок по теме «Семья»;
выставка детских работ «Моей мамочке дарю, за все ее благодарю»
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно- творческие способности. Развить чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус
В конце тематической недели проведён праздник:
«День матери»
Была сделана фото выставка:
«Наши любимые мамы»
Сделана выставка маминых работ:
«Умелые руки не знают скуки»
Использованная литература:
Веракса Н.Е., Комарова Т.С. , М.А. Васильева. П римерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы». М.: Мозаика- Синтез, 2010.
Гербова В.В Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.- М.: Просвещение.
Краснощекова Н.В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста.- Ростов- на- Дону: Феникс,2012.
Сахипова З.Г. Читаем детям.- Ленинград: Просвещение, 1987.
О маме. Стихи и рассказы.- М.: Детская литература,1988.
НОД занятие-развлечение ко Дню Матери "Нет роднее дружка, чем родная матушка" для детей старшего дошкольного возраста ДОУ
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию занятие-развлечение, проводимое в прошлом году на праздник-День матери в старшей логопедической группе с детьми с общим недоразвитием речи.Развлечение прошло в тёплой атмосфере, с мамами и бабушками, очень по-семейному. Буду рада Вашим отзывам.
НОД в старшей логопедической группе по теме:
«Нет милее дружка, чем родная матушка», посвященное празднику Дню матери.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед приглашает детей в группу под мелодию песни о маме.
Читает стихотворение: «Загадка о маме»
Я вам загадаю загадку,
А вы отгадайте ее.
Кто ставит на пятку заплатку,
Кто гладит и чинит белье?
Кто дом поутру прибирает?
Кто ставит большой самовар?
Кто с младшей сестренкой играет
И водит ее в детский сад?
Кого я люблю и жалею,
О ком сочинила стихи?
Логопед подводит детей к теме занятия, приглашает пройти на свои места.
Основная часть.
Разминка «Вопросы о маме»
Кто для вас мама?
Кем была мама в детстве?
Как называется цветок, в названии которого есть и родная и неродная мать?
Как звали медвежонка, который потерял свою маму?
Какая мама носит своего ребенка в сумке?
У мамы было 8 детей, половина из них мальчики, сколько остальных?
(Перед детьми фото с мамами)
Логопед: Ребята, а кто хочет рассказать о своей маме.
Рассказы детей (домашнее задание)
Родители для маленького ребенка являются непререкаемым авторитетом именно потому, что без них он пока беззащитен и неопытен. Идет время, ребенок взрослеет, и родительская репутация уже не базируется на преимуществах возраста. Подросток начинает активно от
Каждая девочка мечтает стать невестой, когда она вырастет. Малышка представляет, какое будет у нее платье, туфли и прическа. И вроде бы в голове уже точно есть свой конкретный образ. Но когда девушка вот-вот собирается пойти под венец, возникает паника. В
Все ощущения женщины связаны с преобразованиями, что происходят в ее организме на протяжении всего менструального цикла. Достаточно понаблюдать за своим самочувствием, настроением несколько месяцев подряд, и можно знать, когда происходит овуляция. В перво
Сегодня мы с вами ознакомимся какая есть техника плетения бисером для начинающих разных красивых поделок из бисера. Не так уж сложно, как кажется, на первый взгляд плести бисером, но данный процесс требует при этом терпения и усидчивости. Зато в резуль
Всем большой привет! На блоге «ШколаЛа» очередной мастер-класс! Сегодня будем делать большие такие шары из бумаги, ну те самые, которые используют в качестве праздничного дизайна на различных вечеринках. Давайте с нами! Присоединяйтесь к нашей творческой
Подробности Как окрасить волосы хной самостоятельно Окрашивание волос - процедура, которую женщины осуществляют уже много веков. Если сейчас большинство женщин используют химические красители, раньше применялись натуральные вещества, например, хна. Хна -